В политологии вряд ли есть какой-либо другой термин, кото­рый использовался и используется столь часто, как термин "де­мократия". Многие ученые даже считают, что в XIX и XX столе­тиях слово "демократия", став господствующим, утратило четко очерченное, твердое содержание, а понятие "демократия" относит­ся к числу наиболее неясных в современной политической теории.

Термин "демократия" (гр. demos — народ и kratos — власть, сила) дословно означает власть народа, народовластие.

Возникнув в Древней Греции, демократия прошла длинный и сложный путь развития. Она много раз гибла в огне политичес­кой реакции, но возрождалась вновь и, как правило, в более зре­лом виде. На стороне демократии всегда были широкие народные массы, которые длительное время стихийно тянулись к ней, а с началом буржуазной эпохи неизменно выдвигали лозунги демок­ратии и свободы, актуализируя их в периоды революционных пре­образований. Если бы поэты писали оды в честь демократии, то, наверное, сравнили бы ее с легендарной птицей Феникс, которую сто раз сжигали, но она вновь и вновь возрождалась из пепла. И хотя сегодня у демократии немало хулителей, она была и остается одним из величайших изобретений человеческого гения.

Политическая демократия — сложное, многогранное явление. Ее можно рассматривать как форму правления государства (рес­публика), как одну из возможных форм организаций и осуществ­ления государственной власти, как способ массового привлечения людей в политическую жизнь общества и т. д.

Социальная ценность демократии проявляется в том, что она воплощает в жизнь, в реальную практику многовековую мечту человечества об установлении в обществе подлинной свободы и равенства, гуманизма и справедливости, о возвышении человечес­кого достоинства. Ведь именно человек во всех своих социальных и личных качествах, общественных ролях (как работник, гражда­нин, член семьи либо той или иной социальной группы), обладаю­щий своей неповторимой индивидуальностью, есть главное дей­ствующее лицо всех общественных преобразований. Поэтому цен­ность демократии надо определять прежде всего через призму интересов человека.

Демократия и свобода — наиважнейшие для человека цен­ности. Существовала ли в веках более высокая цель? Мечта чело­века о демократии и свободе так же неизбывна и неугасима, как мечта о счастье. За демократию и свободу человечество платило дорогой ценой, ибо достигались они через революции, восстания, жестокую борьбу с тиранией, фашизмом, тоталитаризмом.

Только в условиях демократии и свободы человек становится личностью, может максимально выразить и проявить себя в обще­стве, развить индивидуальную неповторимость своих задатков и талантов, обогатить свои сущностные, интеллектуальные силы и способности. Личность тем духовно, нравственно богаче, чем шире и многообразнее ее общественные связи, чем активнее она уча­ствует в политической жизни социума.

Демократия — это возвышение человеческого достоинства, уважение прав и свобод, чести и неприкосновенности человека. Она представляет собой своеобразный политико-психологический фундамент, на котором формируется гражданин, свободный чело­век, не способный унижать других и не допускающий собственно­го унижения никем и ни перед кем. В условиях дефицита демок­ратии человек низводится до положения "винтика", безропотного исполнителя чужой воли, а его жизнь, неприкосновенность, свобо­да оказываются незащищенными. Демократия — это благород­ство, порядочность, справедливость, умение остро ставить и взве­шенно решать принципиальные вопросы, поставленные жизнью. Она требует ответственности за слова и дела, за судьбы общества и государства. Во все времена одной из главных опор демократии было развитое чувство гражданственности, неотделимое от уме­ния и готовности человека контролировать собственные действия, отвечать за свои поступки перед самим собой и обществом.

В нашей недавней литературе демократия обычно рассматри­валась как представительство интересов классов, крупных соци­альных групп. Сегодня акцент делается на личностном аспекте демократии — на неотъемлемых правах и свободах человека и гражданина, на создании максимального простора для реализации свободной, творческой и созидательной энергии человека.

Демократию и свободу, поскольку это явления социальные, человек не воспринимает никакими органами чувств, и если они есть, пользуется ими, как бы не замечая их наличия. Напротив, человек начинает остро чувствовать отсутствие демократии и сво­боды, когда лишается их. Не случайно одна из самых суровых мер наказания за тяжкие преступления — лишение свободы. Правда, это вынужденная мера наказания, применяемая в отноше­нии лиц, опасных для общества. Если правонарушитель не пред­ставляет опасности для общества, то лишать его свободы во всех случаях нецелесообразно, так как перевоспитать человека вообще трудно, а в условиях несвободы почти невозможно. Именно в та­ком направлении развиваются новейшее законодательство и су­дебная практика в нашей стране. Именно на это ориентирует но­вый Уголовный кодекс Российской Федерации, введенной в дей­ствие с 1 января 1997 г.

Демократия и самоуправление — школа массового воспита­ния и обучения людей. Через демократию, участие в делах госу­дарства воспитывается гражданственность, формируются полити­ческое сознание и политическая культура масс, обогащается ду­ховная жизнь человека и общества.

История нашей страны убедительно доказала, что самые зна­чительные успехи были достигнуты, когда открывался простор для социального творчества личности, народа. Наоборот, самые большие неудачи подстерегали общество, если насущные интересы людей игнорировались, а личная инициатива человека загонялась в прокрустово ложе административных команд, обставлялась час­токолом запретительных инструкций.

Демократия и самоуправление служат социально-политичес­кой основой развития гражданского общества, его самоуправляю­щихся структур и институтов, становления правового государства. Они обеспечивают непрерывную прямую и обратную связь насе­ления и государственных органов и органов местного самоуправ­ления.

Велика роль демократии в осуществлении кадровой полити­ки. Известны два основных принципа (способа) решения кадро­вых вопросов, выдвижения людей на руководящую работу, в пред­ставительные органы — назначение и выборность.

Главные достоинства принципа назначения — оперативность, организационная простота. В ряде сфер государственного управ­ления (прокуратура, военизированные организации) этот прин­цип сегодня сохраняется, и наблюдается тенденция к росту назна­чаемости в других сферах.

Вместе с тем у принципа назначения имеются большие недо­статки и в первую очередь недемократичность. Нередко людей назначают на должности по протекции, признаку личной предан­ности и т. д. Назначенные на должность получают властные пол­номочия не от народа, а от вышестоящего руководителя, что по­рождает несбалансированность общественных связей и зависимо­стей: в подчинение к назначенному лицу попадают сотни и тыся­чи людей, а назначенный от этих сотен и тысяч оказывается неза­висим. Отсюда у него развиваются, так сказать, социальные зре­ние и слух, адресованные вверх по служебной лестнице, и извест­ные глухота и слепота по отношению к низам, простым людям. Именно здесь лежат корни консерватизма, бюрократизма, безот­ветственности, подхалимства и др.

Выборность — единственно возможный путь формирования представительных органов и лучший способ решения кадровых вопросов. Выборный руководитель испытывает не только эмоци­ональный подъем в связи с тем, что ему оказаны уважение и дове­рие, но и большую политическую и моральную ответственность перед избравшими его. Возрастает требовательность к себе и дру­гим. Появляются и властные полномочия, и моральное право тре­бовать от каждого работника качественного выполнения своих обязанностей.

Идея и практика выборности руководителей содержит мощ­ный потенциал для изменения психологических установок и сте­реотипов рядовых работников по отношению к категории "на­чальство" и к своему собственному статусу. В прошлые, особенно застойные, времена сформировались психологические установки на самоотчуждение от власти и управления. В обыденном созна­нии они выражаются формулами "Начальству видней", "Мы люди маленькие, нас не спрашивают". На смену названным формулам должны прийти принципиально новые установки "Народу вид­ней", "Глас народа — Божий глас", "Нам принадлежит власть, мы должны решать". Наличие этих двух типов установок как раз и отражает противоречивый, переломный характер нашего време­ни. Хотя психологические установки инертны и трудно ожидать, что они быстро изменятся, от того, насколько значительным будет сдвиг в сторону демократически активной установки, зависит мно­гое в судьбах страны.

Анализируя альтернативу "выбрать — назначить", следует помнить, что выборы — более сложный способ решения кадро­вых проблем, плюсы и минусы которого во многом зависят от рациональных процедур их проведения. К несомненным досто­инствам выборов относится то, что с их помощью создается де­мократический механизм выдвижения на основе инициативы сни­зу талантливых людей на все уровни государственного управ­ления, в том числе политических лидеров. Однако при плохих организации и проведении все достоинства выборов сводятся на нет.

Наконец, демократия — единственно возможный способ вы­явления, аккумуляции воли народа и возведения ее в закон, важ­ная гарантия проведения законов в жизнь.

Страницы: 1 2

Обсуждение закрыто.

Интересно

Интересное в мире

Посещаемость ресурса

Яндекс.Метрика