Демократия как форма организации государственной власти и способ вовлечения народа в политическую жизнь общества. Продолжение.

Основные принципы демократии — это исходные положе­ния, руководящие идеи, вытекающие из природы общества и государства, на основе которых строится демократия. Если те или иные принципы длительное время соблюдаются, то они пере­растают в демократические традиции страны. Демократические принципы часто закрепляются в конституциях и действующем за­конодательстве.

Основными принципами демократии являются:

1)   признание народа первоисточником и первоносителем вла­сти;

2)   равенство всех перед законом и судом;

3)   наличие у граждан официально признанных, закреплен­ных в законах и гарантированных широких прав и свобод;

4)  решение вопросов большинством путем голосования и право меньшинства на оппозицию;

5)    равные возможности участия в политической жизни для всех граждан;

6)   разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

7)   выборность, подотчетность, сменяемость органов государ­ственной власти, местного самоуправления;

8)   право беспрепятственного контроля за деятельностью ор­ганов государства со стороны народа через формы прямой демок­ратии;

9)   политический плюрализм и многообразие мнений.

Разновидности демократии.

В зависимости от того, какому субъекту политики (народу, группам, личности) отдается предпоч­тение при осуществлении политической власти, различают (с не­малой долей условности) коллективную (народную), групповую (плюралистическую) и индивидуалистическую (либеральную) разновидности демократии.

Народная демократия исходит из того, что первоисточником власти является народ в целом. Представление о народной демок­ратии восходит к глубокой древности. Научные основы ее зало­жил Ж.Ж. Руссо в концепции народного суверенитета. Разверну­тую характеристику народной демократии дал американский пре­зидент А. Линкольн, по мысли которого демократия исходит от народа, осуществляется народом и в интересах народа.

Большую роль в развитии учения народной демократии сыг­рал марксизм. К. Маркс и Ф. Энгельс открыли и сформулирова­ли закон о возрастающей роли и активности народных масс в истории. Они считали, что подлинный демократизм вытекает из общественных форм собственности и коллективизма, что народ — творец истории и своей судьбы. Марксизм определяет самоуправ­ление как управление народом посредством самого народа.

Однако реализовать на практике народную демократию ока­залось очень сложно. Реальная демократия выступает в лучшем случае как власть большинства, в худшем — как господство мень­шинства (элиты) при формальном согласии большинства.

Плюралистическая (лат. pluralis — множественный) демок­ратия характерна для большинства западноевропейских госу­дарств. Французский политолог М. Дюверже утверждает, что в современном обществе происходит "диффузия", или распыление, власти. Властные полномочия осуществляют и государство, и мно­жество негосударственных объединений граждан — заинтересо­ванных групп, партий, объединений и движений, способных влиять на государство. Отсюда основным субъектом политики признает­ся не народ, а группа, считается, что только через группу личность может реально участвовать в политической жизни и защитить свои интересы. Здесь важное значение придается обеспечению баланса интересов различных социальных групп, созданию противовесов узурпации власти наиболее могущественными общественными груп­пами или большинством граждан.

Гигантским шагом вперед в развитии теории и практики де­мократии стал либерализм. История становления и развития де­мократических ценностей насчитывает не одно столетие и связана с именами многих выдающихся мыслителей — Дж. Локка, И. Кан­та, Ш. Монтескье, Т. Джефферсона и др.

Каковы основные демократические идеи и ценности либера­лизма? Во-первых, либерализм сделал акцент на личностный (ин­дивидуалистический) аспект демократии. Для него и индивиду­альный разум — высший политический приоритет, что выражает­ся в признании неотчуждаемых прав, свобод человека и граждани­на, его автономии по отношению к государству, обществу, группе.

Во-вторых, либеральное мировоззрение с самого начала тяго­тело к признанию идеала индивидуальной свободы в качестве уни­версальной цели. Основная предпосылка либерализма — вычле­нение человеческой индивидуальности, убеждение человека в сво­ем врожденном, естественном праве на самореализацию.

В-третьих, в лоне либерализма родилась концепция разделе­ния единой государственной власти на три ветви — законодатель­ную, исполнительную и судебную, действующие на принципе сдер- жек и противовесов. Здесь сфера действия государства ограничи­вается охраной правопорядка.

В-четвертых, либерализм наряду с индивидуальной свободой признает равенство возможностей, равенство всех перед законом и судом. Но речь идет о равенстве, а не об уравниловке. У людей разные способности, но в той или иной мере они есть у каждого. Поэтому человек должен постоянно развивать свои способности и благодаря этому вызывать заинтересованность у других индиви­дов.

В современных условиях либеральная демократия использу­ется лишь частично, потому что ее использование постоянно "на­талкивается" на необходимость преодоления противоречий меж­ду индивидуальными, групповыми и общественными интересами. Государство обязано не только гарантировать индивидуальные права и свободы, но и с помощью права регулировать экономичес­кие и социальные процессы с целью гармонизации интересов раз­личных слоев общества. Этого-то и не учитывали наши отече­ственные либералы.

Формы демократии.

Демократия может существовать и дей­ствовать в определенных организационных и правовых формах. Поэтому проблемы ее организационного и правового оформления всегда были актуальными. В зависимости от способа осуществле­ния государственной власти, от ее носителей и организационно- правового оформления демократия выражается в двух основных формах — представительной и непосредственной (прямой).

Представителы1ую демократию олицетворяют выборные коллегиальные и единоличные органы и избираемые должностные лица, которые действуют от имени избравших их граждан, офици­ально представляют их. Во всем мире представительная демокра­тия остается главной формой осуществления государственной вла­сти. При таком подходе демократия понимается как непрерывно действующее и ответственное перед народом представительное управление. В Российской Федерации единоличными представи­тельными органами являются Президент РФ, президенты респуб­лик, коллегиальным законодательным и представительным орга­ном — Федеральное Собрание (парламент). Представительные коллегиальные органы и выборные должностные лица действуют в субъектах Федерации, а также в местном самоуправлении.

Непосредственная (прямая) демократия имеет место, когда граждане сами, непосредственно (лично) осуществляют государ­ственную власть: избирают депутатов в представительные органы, принимают наиболее важные решения путем прямого волеизъяв­ления. В ст. 3 Конституции Российской Федерации говорится: "Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы". Непосредственная демокра­тия позволяет включать в политическую жизнь все взрослое насе­ление страны, осуществлять эффективный контроль за деятельно­стью государственных органов и должностных лиц, но она не спо­собна обеспечить непрерывное и профессиональное государствен­ное управление.

Представительная и непосредственная формы демократии не исключают, а взаимодополняют и взаимоусиливают друг друга.

Демократия и дисциплина. Между демократией и дисцип­линой существуют глубокое единство и взаимодействие, повыша­ющие их социальную ценность, роль и значение в обществе, хотя в реальной жизни их нередко противопоставляют друг другу.

Истинная демократия строится на дисциплине и невозможна без нее. Демократия и дисциплина одинаково опираются на осно­вополагающий принцип любого социального управления — един­ство решения и исполнения. Даже самые правильные демократи­чески подготовленные и принятые решения без надлежащей дис­циплины неизбежно "повисают в воздухе", превращаются в нере­ализованные возможности. Сегодня никто, видимо, точно не знает, сколько неплохих законов, указов Президента, постановлений Правительства не исполняется по причине крайне низкой испол­нительской дисциплины. Следовательно, демократия без дисцип­лины неизбежно начинает работать на холостом ходу: демократи­ческие решения принимаются, но не выполняются. Дисциплина же без демократии оборачивается голым командованием, админи­стрированием, окриком. Демократия придает дисциплине созна­тельный и добровольный характер.

Безоглядное и безмерное увлечение ранним буржуазным ли­берализмом, индивидуализмом в нашей стране привело к невидан­ным ранее перекосам демократии и дисциплины, свободы и поряд­ка, до крайности обесценило и ослабило их. Народ же стал все настойчивее требовать сильной, диктаторской руки для наведения в стране порядка.

Страницы: 1 2

Обсуждение закрыто.

Интересно

Интересное в мире

Посещаемость ресурса

Яндекс.Метрика