К. Маркс и Ф. Энгельс начали создавать свою теорию научно­го коммунизма с идеи "завоевания демократии революционным пролетариатом". Они утверждали , что демократия относится ко всем остальным государственным формам как к своему Ветхому завету. При демократии "не человек существует для закона, а закон суще­ствует для человека". Основы теории демократии заложены в тру­дах французского мыслителя А. Токвиля (1805— 1859). В рамках теории демократии сложилось современное учение о правовом го­сударстве, гражданском обществе, правах и свободах человека.

В настоящее время неодолимое движение масс к демократии стало важнейшей характерной чертой и особенностью развития мирового политического процесса.

Теорию политического плюрализма разрабатывают Э. Дюркгейм, М. Дюверже, Р. Даль, Р. Дарендорф. Основу их взглядов составляют положения о том, что в современном обществе классы как таковые исчезли, а вместо них существуют различные взаимо­действующие социальные слои, интересы которых не являются антагонистическими, они вполне примиримы. В этих условиях государство выполняет функцию согласования интересов различ­ных групп, выступает арбитром между конкурирующими полити­ческими силами, призвано не допустить преобладания одних над другими.

Идейный плюрализм, или плюрализм мнений, — результат различного отражения объективной действительности в сознании разных индивидов, вечная естественная форма человеческого раз­номыслия, без которого невозможно само поступательное разви­тие человечества. Суть политического плюрализма состоит в объек­тивной обусловленности различных интересов и позиций классов и социальных групп, а значит, в многообразии их форм выраже­ния в политической сфере.

Социалистическая идея является достижением всего челове­чества. Ее формирование и развитие шли в контексте историческо­го процесса. Коммунистические идеи, концепции утопического со­циализма имеют тысячелетнюю традицию. Их элементы наличе­ствуют в раннем христианстве, в народных социалыю-религиозных учениях, ересях, произведениях устного народного творчества. От представителей утопического социализма идут теоретические и практические взгляды на переустройство общества в XX в. Социа­лизм — одно из крупных политических течений XIX и XX вв. Он проявляется в трех основных измерениях: 1) как идея, теоретичес­кая концепция; 2) как политическая деятельность какого-либо дви­жения или партийной организации; 3) как реализованная обще­ственная и политическая структура — социалистическая система. Следует различать по меньшей мере семь основных направлений социалистической теории: 1) западная социал-демократия (демок­ратический социализм); 2) советский ортодоксальный марксизм- ленинизм; 3) китайский социализм; 4) реформистские концепции (Югославия, "Пражская весна", еврокоммунизм); 5) социализм в странах "третьего мира" как концепция стратегии постколониаль­ного развития, образования национальной общности, модернизации политических институтов; 6) неомарксистские течения "новых ле­вых", западных интеллектуалов, сторонников критической теории (югославская группа "Праксис", последователи Грамши, экзистен­циализм, критическая социология и неоанархистские, а также нео­либеральные течения в студенческом движении и помимо него); 7) новый социализм, цель которого путем эволюционного развития, реформ, рациональной организации жизни и эффективного управ­ления, утверждения широкой демократии, подлинного народовлас­тия, законности, правопорядка, политического плюрализма, на осно­ве многообразия форм собственности, которые будут находиться в процессе исторической трансформации, добиваться нового качества жизни.

Важным этапом социалистической мысли, попыткой дать от­веты на новые вопросы, поставленные ходом истории в первой половине XIX в., является марксизм. К. Маркс и Ф. Энгельс, опираясь на широкий пласт культуры, синтезировали, сблизили и углубили предшествовавшие исследования. Они соединили диа­лектическую философию Гегеля, английскую политическую эко­номию (Смит, Рикардо), французский социализм (Сен-Симон, Фурье, Прудон, Бланки, Блан) и исторические работы того време­ни (Тьери, Гизо). Цель их общей теории — дать научное объясне­ние действительности и социальной истории, отразить политичес­кую практику и руководство ею. Стержнем марксистского пони­мания политики выступают учение о классовой борьбе, ориента­ция на преимущественно насильственную реализацию классовых целей. В свое время К. Маркс высказал фундаментальную мысль: новое общество обязательно вырастает из старого естественным путем, если этого естественного пути нет, то не будет и нового общества; социализм постепенно вырастает из капитализма.

Разумеется, отдельные положения Марксова учения сегодня требуют уточнения. Однако было бы неправильным отрицать его значение в развитии общественной мысли, пытаться замалчивать его научную значимость.

М. Вебер, А. Цукерман отмечали, что "ни одна школа, ни одно направление, ни одна теория не могут претендовать на господ­ствующее положение, на истину в конечной инстанции. Все они "смертны", преходящи, относительны, но в то же время ни одна из принятых парадигм не является столь слабой, чтобы это не давало основания отрицать полезность того или иного теоретического подхода или заставляла сторонников другого подхода отказаться от теории, в рамках которой они работают".

В наше время — время социальных преобразований — как никогда остро чувствуется потребность в глубоком понимании закономерностей развития политической жизни общества.

Страницы: 1 2

Обсуждение закрыто.

Интересно

Интересное в мире

Посещаемость ресурса

Яндекс.Метрика