Межнациональные противоречия, конфликты и пути их разрешения. Продолжение.

Анализ результатов вооруженных конфликтов позволяет сде­лать следующие, возможно, небесспорные выводы:

1)     большинство вооруженных конфликтов на территории бывшего СССР (карабахский, абхазский, югоосетинский, приднес­тровский и др.) возникло по поводу споров о статусе националь­но-территориальных образований и справедливости границ, раз­деляющих этносы. Субъектами этнополитических конфликтов выступали этнически консолидированные группы населения, орга­низованные и возглавляемые национальными движениями;

2)    использование в конфликтах вооруженных сил должно быть политически и юридически обоснованным, носить исключи­тельный характер, пределы их применения важно очертить зако­нодательно;

3) с вооруженными конфликтами, как и с войнами, надо бо­роться задолго до того, как они возникнут. Для этого необходимо создание разветвленной системы блокирования конфликтов, меха­низмов их предотвращения и прекращения.

Прежде чем начать поиск конкретных вариантов разрешения конфликта, следует попытаться снизить уровень напряженности между противоборствующими сторонами, например, договориться о прекращении вооруженных действий. Затем устанавливаются каналы коммуникации и, наконец, начинается диалог. Попытки участников конфликта сразу решить проблему путем переговоров обычно приводят к их провалу.

Принцип постепенности основывается на той посылке, что другой участник ответит тем же. Важнейшая проблема здесь — наличие доверия между участниками конфликта.

Главное же условие предотвращения любых конфликтов, в том числе вооруженных, — гармонизация национальных отно­шений в стране. Для этого необходимо следующее:

  • наличие демократического правового государства. Существует две основные гарантии общественного спокойствия, гармонично влияющие друг на друга, — сильное государство, базирующееся па справедливых законах, и разумная организация общества, в котором каждый имеет средства к достойному существованию;
  • обеспечение единства страны, отказ регионов и национальных меньшинств от сепаратизма, признание за верховной властью всех полномочий в деле обороны страны, ведения иностранных дел, борь­бы с организованной преступностью;
  • предоставление компактно проживающим меньшинствам широкой автономии и права решения собственных дел, включая местные налоги, на региональном и местном уровнях;
  • признание культурной автономии территориально рассеян­ных национальных меньшинств, финансирование из центрально­го бюджета преподавания и вещания на их языке и других куль­турных мероприятий;
  • максимальное перемещение центра тяжести принятия власт­ных решений на локальный, местный уровень;
  • проведение политики упреждения перерастания противоре­чий в кровопролитные конфликты. В последнее время для норма­лизации обстановки в зонах локальных и региональных конф­ликтов используется политика национального примирения, оправ­давшая себя, например, в Никарагуа и Сальвадоре;
  • демократизация межгосударственных отношений, отказ от произвольного толкования общепризнанных норм международ­ного права;
  • координация (компромисс) национальных интересов как предпосылка их реализации, в чем и заключается смысл нацио­нальной политики. Ее ведущим принципом должно стать управ­ление интересами и через интересы национальностей;
  • равноправие всех наций, удовлетворение их национально-куль­турных, языковых, религиозных и иных потребностей, интернаци­онализм и патриотизм, укрепление демократии и централизма.
Методы предотвращения и разрешения межнациональных конфликтов

Методы предотвращения и разрешения межнациональных конфликтов

Играть в новые онлайн игры бесплатно.

Страницы: 1 2

Обсуждение закрыто.

Интересно

Интересное в мире

Посещаемость ресурса

Яндекс.Метрика