Несомненно, что самыми великими идеологическими течени­ями были и являются мировые религии — христианство, ислам и буддизм. Ни по жизнестойкости, ни по влиянию на людей они не знают себе равных среди идеологий. В чем великая сила рели­гии? Вряд ли можно дать сколько-нибудь исчерпывающий ответ на этот вопрос. Пожалуй, глубинная, корневая суть религии ви­дится в том, что она служит важным фактором развития духовной культуры (христианская духовность), нравственности общества, человечности. Под таким углом зрения можно выделить функции религии, в которых и проявляется ее социальная ценность.

Иллюзорно-компенсаторная функция позволяет отделить религию от других форм общественного сознания. Ее суть заклю­чается в "восполнении" пробелов в достоверном знании предме­тов и явлений объективной действительности легендами, мифами, иллюзиями. Религия часто подает как нечто реальное мистичес­кие, сверхъестественные существа и силы. Правда, в религиозных идеологиях (особенно современных) могут содержаться достовер­ные и даже научные знания, но они обычно толкуются не как достижения человеческого познания, а как следствие божествен­ного откровения.

Рассматриваемая функция выражается также в том, что ре­лигия позволяет "снимать" социальную напряженность, "разре­шать" противоречия в обществе. Она служит утешением для мно­гих, особенно для немощных телом, слабых духом, бедных, оби­женных судьбой, вселяет в них надежду на лучшее будущее: на райскую загробную жизнь, на лучшее в этом мире, чем в тот или иной момент, если так будет угодно Богу.

Регулятивная функция — одно из важных направлений воз­действия религии на личность и общество. Осуществляя данную функцию, религия организует, направляет и упорядочивает пове­дение людей, активно воздействует на сознание и волю, чувства и духовный настрой и отдельной личности, и широких масс. В про­цессе многовекового развития сложился достаточно сложный ме­ханизм религиозного регулирования общественных отношений. Основными его элементами (частями) являются религиозные ус­тановки, догмы и религиозные нормы (нравственные и правовые).

Коммуникативная функция — это способность религии слу­жить формой и средством общения людей, объединять их. Она осуществляется через соответствующие учреждения: церковь — в христианстве; умма (мечеть) — в исламе. Важную роль в реа­лизации этой функции играют семья, культы святых, посещение святых мест, религиозные праздники и т. п. Христианская мораль, к примеру, гласит: церковь не имеет границ, она не разделяет, а собирает.

Гуманистическая функция. Религия всем своим идейно-духовным потенциалом стремится воспитывать в человеке нравствен­ные черты, развивает его гуманистические начала. Она формиру­ет в людях чувство любви ко всему живому, к окружающей при­роде, учит относиться терпимо, доброжелательно друг к другу, проявлять милосердие в межличностных отношениях. Словом, религию можно рассматривать как одну из важнейших общечело­веческих ценностей.

Социал-демократическая политическая идеология, несом­ненно, относится к основным социально-политическим течениям XX столетия. Под социал-демократией обычно понимают теорию и практику всех партий, входящих в социалистический интерна­ционал. Социал-демократию можно охарактеризовать и как со­циально-демократическое движение, и как международное идей­но-политическое течение. Причем это движение плюралистично, охватывает собой многие региональные и национальные вариан­ты.

Идейными истоками социал-демократии служат воззрения социалистов-утопистов и идеи Великой французской революции. Несомненно, социал-демократия получила сильный импульс от марксизма. Главной причиной и условием возникновения и разви­тия социал-демократических партий стали формирование и воз­растание в XIX — начале XX в. роли и влияния рабочего движе­ния в индустриально развитых странах Запада.

Социал-демократия поначалу разделяла основные револю­ционные установки марксизма, но реальные жизненные процессы ориентировали ее на эволюционный путь общественных преобра­зований. Партии социал-демократической ориентации становились парламентскими, и всю их дальнейшую историю можно рассмат­ривать и как историю постепенного отхода от марксизма. На соб­ственном опыте они убеждались, что многие требования рабочего класса можно реализовать мирными средствами, в процессе посте­пенных реформ и преобразований. Вообще-то социал-демократические партии приоритет отдавали не доктрине, а реалиям жизни. Отсюда их прагматизм, приверженность к компромиссам и др.

В первые десятилетия XX в. в рабочем движении обозна­чился раскол. С образованием III Коммунистического интернаци­онала он приобрел организационное и институционализирован­ное выражение. Социал-демократия и коммунизм, выросшие из одной и той же социальной основы, важнейшие социально-эконо­мические и политические вопросы решали в корне противополож­ными методами.

Социал-демократическое движение отмежевалось от револю­ционного пути, взяв курс на постепенное врастание социализма в капитализм, на переход к "демократическому социализму". Осно­вополагающие установки реформирования общества на началах солидарности, равенства и свободы были предложены Э. Берн- штейном.

Социал-демократы взяли на вооружение идеи правового го­сударства, плюрализма мнений и многопартийности. Это привело к тому, что во второй половине XX в. они добились внушитель­ных успехов. Оказавшись в ряде стран у руля государственной власти, социал-демократы стали инициаторами многих реформ (национализация ряда отраслей экономики, беспрецедентное рас­ширение социальных программ государства, сокращение рабочего времени и т. д.). При-этом они активно использовали позитив­ный опыт Советского государства. Значительную роль в мировом развитии играет Социалистический интернационал, объединяющий более 40 социалистических и социал-демократических партий ев­ропейских и других стран. Велики заслуги в этом таких выдаю­щихся деятелей социал-демократии XX в., как В. Брант, У. Паль­ме, Б. Крайски, Ф. Миттеран и др.

Пожалуй, самые впечатляющие успехи демонстрирует "скан­динавская модель" демократического социализма: а) создание за сравнительно короткий срок высокоэффективной экономики; б) обеспечение занятости практически всего трудоспособного насе­ления; в) ликвидация бедности; г) создание самой развитой в мире системы социального обеспечения; е) достижение высокого уров­ня грамотности и культуры.

В скандинавских странах демократическое социальное госу­дарство осуществляет функции перераспределения национально­го дохода в целях обеспечения большей справедливости. Тем са­мым достигается органическое сочетание смешанной, многоуклад­ной экономики с социально ориентированным рынком, сокраща­ются социальное неравенство, диспаритет между богатыми и бед­ными.

На подходе XXI столетия идейно-политические ориентации (принципы, установки, ценности, нормы политической демократии), которые раньше были поводом ожесточенной борьбы между соци­ал-демократами и либералами и консерваторами,, сблизились. Дис­куссионным остается лишь вопрос о пределах демократии. Кон­серваторы и либералы считают, что демократия может распростра­няться только на политическую сферу. Социал-демократы при­держиваются позиции, что демократия, свобода, равенство должны распространяться на все сферы общества.

Страницы: 1 2 3

Обсуждение закрыто.

Интересно

Интересное в мире

Посещаемость ресурса

Яндекс.Метрика