Основные идеологические течения в современном мире. Продолжение.

Современные политические концепции

Современные политические концепции

Сила и жизненность социал-демократической идеологии со­стоит в том, что она отвечает интересам широких масс, черпает энергию в социальной жизни, опирается на благородные идеалы социализма.

Марксистско-ленинская (коммунистическая) идеология воз­никла в середине XIX столетия на базе критической переработки достижений немецкой классической философии (Гегель, Фейер­бах), политической экономии (Смит, Рикардо), утопического соци­ализма (Сен-Симон, Фурье, Оуэн). Марксизм появился как про­летарская идеология. Главное в нем — обоснование роли рабоче­го класса как "могильщика капитализма" и создателя бесклассо­вого коммунистического общества. Основная цель марксистской идеологии — не только правильно объяснить мир, но и револю­ционно преобразовать его. По сути своей марксизм-ленинизм яв­ляется революционной теорией. По мнению Маркса, революция — это локомотив истории. По утверждению Ленина, марксизм — всесильное учение, потому что оно верно.

В XX столетии марксизм-ленинизм превратился в одно из самых влиятельных политико-идеологических течений в мире. Пос­ле второй мировой войны на третьей части мира развернулось стро­ительство социалистических государств на основе марксистско- ленинской теории. Невозможно подвергнуть сомнению тот факт, что марксистско-ленинская идеология имела великое множество убежденных сторонников и последователей, да и сейчас их нема­ло. Ее основополагающими идеями были коллективизм, социальная справедливость, народовластие и др., пронизанные подлинным гу­манизмом.

И тем не менее в последней четверти XX в. начались глубин­ный кризис и крушение марксистско-ленинской идеологии, в пер­вую очередь в бывших социалистических странах. Причины, вы­звавшие этот кризис, долго будут предметом научного осмысле­ния и переосмысления. Ведь с крушением рассматриваемой идео­логии происходило крушение надежд миллионов людей на воз­можность построения общества добра и справедливости.

Есть основания полагать, что кризис этот развивался посте­пенно, так как коммунистическая идеология усилиями многочис­ленных идеологов догматизировалась, слабо приспосабливалась к изменяющимся условиям жизни, которую, Напротив, усиленно стре­мились подогнать под идеологию. Поэтому между развивающей­ся, изменяющейся социальной жизнью и догматизирующейся иде­ологией возникла и стала углубляться пропасть.

В бывших социалистических странах марксизм-ленинизм, являясь государственной идеологией, был превращен в своего рода государственную религию, единственно возможное мировоззрение. Коммунистическая идеология была выведена из-под критики, а ее положения стали критериями оценки всех остальных идеологи­ческих систем мира. Все это создавало условия для ее внутренней стагнации. На ее основб буйно процветали и лживая культовая идеология, и тоталитарный тип мышления. В таком извращенном виде идеология отторгалась большинством народов, ибо отражала интересы лишь начавшей разлагаться партократической верхуш­ки.

С утверждением гласности, плюрализма мнений, многопар­тийности старая идеология, лишенная жизненной силы, начала са­моразрушаться. С ее развалом в нашем обществе образовался идеологический вакуум, началось смутное время.

Правда, в последние годы коммунистическая идеология стала возрождаться, что вызвано, пожалуй, двумя основными причина­ми. Во-первых, крупные неудачи потерпели многие реформы, вы­звавшие в обществе негативные последствия. Во-вторых, ради- кал-реформаторы противопоставили коммунистической идеологии грубый и примитивный антикоммунизм, тем самым только озлоб­ляя и активизируя сторонников коммунистических идей. Ведь давно сказано и доказано, что идеи можно победить только идея­ми. Очернительство тут бессмысленно и бесполезно, оно может вызвать противоположный желаемому результат.

Возрождение коммунистической идеологии в новых услови­ях — дело архисложное. Простая реанимация ее невозможна, даже если кто-то этого и хотел бы. Обновленная идеология развивает­ся, видимо, сближаясь с современной социал-демократией. Это сближение в новых исторических условиях может стать крупным и поворотным событием на рубеже двух столетий.

К левому флангу современных политических течений при­мыкают анархизм, троцкизм, "новые левые" и другие движения.

Анархизм зародился в Западной Европе в середине XIX в. Главные его положения были сформулированы П. Прудоном, М. Бакуниным и П. Кропоткиным.

Основой мировоззрения анархизма служит индивидуализм, отрицающий все, что стесняет свободу человека. По мысли идео­логов анархизма, безгосударственный общественный строй будет представлять собой федерацию производственных ассоциаций, коммун, провинций и социальных общностей. Отсутствие всякого принуждения и подчинения должно породить подлинный обще­ственный порядок, основанный на свободном самоуправлении. Отсюда известный девиз "Анархия — мать порядка". Исходный тезис анархизма "Государство — абсолютное зло" не имеет ни теоретического, ни практического обоснования. Но идея о свобод­ном самоуправлении общин, провинций, наций роднит анархизм с социалистическими течениями. Сегодня это течение существует в разных странах в виде отдельных (анархистских, анархо-синди- калистских) групп.

Основателем и идейным вдохновителем троцкизма был один из организаторов Октябрьской революции Л. Д. Троцкий. Осно­ву концепции данного политического движения составляет докт­рина "перманентной" (непрерывной) революции. Причем перма­нентность революционного процесса Троцкий связывал не с внут­ренними противоречиями, а с внешними факторами, с победой ми­ровой революции. Отсюда установки на "экспорт" революции, на искусственное проталкивание ее во все новые страны из единого мирового революционного центра.

Троцкий и его последователи не один раз пытались экспорти­ровать революцию, но все их усилия подтолкнуть ее оказались безуспешными. И сегодня троцкисты считают, что происходящие в мире хозяйственные процессы интернационализации и образо­вания транснациональных корпораций якобы свидетельствуют о создании "интернационального базиса мировой революции". В на­шей стране идеи и методы троцкизма частично разделяет крайне левая часть оппозиции.

Движение "новых левых" возникло во время студенческих выступлений в западных странах в 60-е гг. Основная его направ­ленность — отрицание ценностей капиталистического общества, борьба с бюрократизмом и органами власти, что и позволяет отне­сти движение к левой части политического спектра. Идейными вдохновителями буржуазной молодежи были Г. Маркузе (1898 — 1979), Э.Фромм (1900-1980) и др.

По мнению Маркузе, рабочий класс индустриально развитых стран включается в потребительскую гонку, интегрирует в капита­листическую систему и тем самым утрачивает свою революцион­ную роль. Поэтому в современных условиях революционная ини­циатива переходит к радикальному студенчеству, гуманитарной интеллигениии, к обездоленной массе бедных.

Цель революционной борьбы "новых левых" — отрицание, "великий отказ" от недостатков и пороков буржуазного обще­ства, превращение его, по выражению Маркузе, в "одномерные" феномены ("одномерное общество", "одномерный человек"). Сло­вом, представления о новом обществе у Маркузе и его сторонни­ков довольно смутные. Они полностью обходят проблемы соци­ально-экономической структуры будущего общества, характера уп­равления им, особенностей политических институтов и др. Ак­цент делается на внутреннее самоусовершенствование личности, осуществление "революций в себе", "сексуальную революцию" и т. д.

В наше время число сторонников "новых левых" идет на убыль. Оно существует в виде небольших разрозненных групп главным образом среди интеллигенции и студенчества.

Страницы: 1 2 3

Обсуждение закрыто.

Интересно

Интересное в мире

Посещаемость ресурса

Яндекс.Метрика