Все о политике и политологии на одном сайте
Сила и жизненность социал-демократической идеологии состоит в том, что она отвечает интересам широких масс, черпает энергию в социальной жизни, опирается на благородные идеалы социализма.
Марксистско-ленинская (коммунистическая) идеология возникла в середине XIX столетия на базе критической переработки достижений немецкой классической философии (Гегель, Фейербах), политической экономии (Смит, Рикардо), утопического социализма (Сен-Симон, Фурье, Оуэн). Марксизм появился как пролетарская идеология. Главное в нем — обоснование роли рабочего класса как "могильщика капитализма" и создателя бесклассового коммунистического общества. Основная цель марксистской идеологии — не только правильно объяснить мир, но и революционно преобразовать его. По сути своей марксизм-ленинизм является революционной теорией. По мнению Маркса, революция — это локомотив истории. По утверждению Ленина, марксизм — всесильное учение, потому что оно верно.
В XX столетии марксизм-ленинизм превратился в одно из самых влиятельных политико-идеологических течений в мире. После второй мировой войны на третьей части мира развернулось строительство социалистических государств на основе марксистско- ленинской теории. Невозможно подвергнуть сомнению тот факт, что марксистско-ленинская идеология имела великое множество убежденных сторонников и последователей, да и сейчас их немало. Ее основополагающими идеями были коллективизм, социальная справедливость, народовластие и др., пронизанные подлинным гуманизмом.
И тем не менее в последней четверти XX в. начались глубинный кризис и крушение марксистско-ленинской идеологии, в первую очередь в бывших социалистических странах. Причины, вызвавшие этот кризис, долго будут предметом научного осмысления и переосмысления. Ведь с крушением рассматриваемой идеологии происходило крушение надежд миллионов людей на возможность построения общества добра и справедливости.
Есть основания полагать, что кризис этот развивался постепенно, так как коммунистическая идеология усилиями многочисленных идеологов догматизировалась, слабо приспосабливалась к изменяющимся условиям жизни, которую, Напротив, усиленно стремились подогнать под идеологию. Поэтому между развивающейся, изменяющейся социальной жизнью и догматизирующейся идеологией возникла и стала углубляться пропасть.
В бывших социалистических странах марксизм-ленинизм, являясь государственной идеологией, был превращен в своего рода государственную религию, единственно возможное мировоззрение. Коммунистическая идеология была выведена из-под критики, а ее положения стали критериями оценки всех остальных идеологических систем мира. Все это создавало условия для ее внутренней стагнации. На ее основб буйно процветали и лживая культовая идеология, и тоталитарный тип мышления. В таком извращенном виде идеология отторгалась большинством народов, ибо отражала интересы лишь начавшей разлагаться партократической верхушки.
С утверждением гласности, плюрализма мнений, многопартийности старая идеология, лишенная жизненной силы, начала саморазрушаться. С ее развалом в нашем обществе образовался идеологический вакуум, началось смутное время.
Правда, в последние годы коммунистическая идеология стала возрождаться, что вызвано, пожалуй, двумя основными причинами. Во-первых, крупные неудачи потерпели многие реформы, вызвавшие в обществе негативные последствия. Во-вторых, ради- кал-реформаторы противопоставили коммунистической идеологии грубый и примитивный антикоммунизм, тем самым только озлобляя и активизируя сторонников коммунистических идей. Ведь давно сказано и доказано, что идеи можно победить только идеями. Очернительство тут бессмысленно и бесполезно, оно может вызвать противоположный желаемому результат.
Возрождение коммунистической идеологии в новых условиях — дело архисложное. Простая реанимация ее невозможна, даже если кто-то этого и хотел бы. Обновленная идеология развивается, видимо, сближаясь с современной социал-демократией. Это сближение в новых исторических условиях может стать крупным и поворотным событием на рубеже двух столетий.
К левому флангу современных политических течений примыкают анархизм, троцкизм, "новые левые" и другие движения.
Анархизм зародился в Западной Европе в середине XIX в. Главные его положения были сформулированы П. Прудоном, М. Бакуниным и П. Кропоткиным.
Основой мировоззрения анархизма служит индивидуализм, отрицающий все, что стесняет свободу человека. По мысли идеологов анархизма, безгосударственный общественный строй будет представлять собой федерацию производственных ассоциаций, коммун, провинций и социальных общностей. Отсутствие всякого принуждения и подчинения должно породить подлинный общественный порядок, основанный на свободном самоуправлении. Отсюда известный девиз "Анархия — мать порядка". Исходный тезис анархизма "Государство — абсолютное зло" не имеет ни теоретического, ни практического обоснования. Но идея о свободном самоуправлении общин, провинций, наций роднит анархизм с социалистическими течениями. Сегодня это течение существует в разных странах в виде отдельных (анархистских, анархо-синди- калистских) групп.
Основателем и идейным вдохновителем троцкизма был один из организаторов Октябрьской революции Л. Д. Троцкий. Основу концепции данного политического движения составляет доктрина "перманентной" (непрерывной) революции. Причем перманентность революционного процесса Троцкий связывал не с внутренними противоречиями, а с внешними факторами, с победой мировой революции. Отсюда установки на "экспорт" революции, на искусственное проталкивание ее во все новые страны из единого мирового революционного центра.
Троцкий и его последователи не один раз пытались экспортировать революцию, но все их усилия подтолкнуть ее оказались безуспешными. И сегодня троцкисты считают, что происходящие в мире хозяйственные процессы интернационализации и образования транснациональных корпораций якобы свидетельствуют о создании "интернационального базиса мировой революции". В нашей стране идеи и методы троцкизма частично разделяет крайне левая часть оппозиции.
Движение "новых левых" возникло во время студенческих выступлений в западных странах в 60-е гг. Основная его направленность — отрицание ценностей капиталистического общества, борьба с бюрократизмом и органами власти, что и позволяет отнести движение к левой части политического спектра. Идейными вдохновителями буржуазной молодежи были Г. Маркузе (1898 — 1979), Э.Фромм (1900-1980) и др.
По мнению Маркузе, рабочий класс индустриально развитых стран включается в потребительскую гонку, интегрирует в капиталистическую систему и тем самым утрачивает свою революционную роль. Поэтому в современных условиях революционная инициатива переходит к радикальному студенчеству, гуманитарной интеллигениии, к обездоленной массе бедных.
Цель революционной борьбы "новых левых" — отрицание, "великий отказ" от недостатков и пороков буржуазного общества, превращение его, по выражению Маркузе, в "одномерные" феномены ("одномерное общество", "одномерный человек"). Словом, представления о новом обществе у Маркузе и его сторонников довольно смутные. Они полностью обходят проблемы социально-экономической структуры будущего общества, характера управления им, особенностей политических институтов и др. Акцент делается на внутреннее самоусовершенствование личности, осуществление "революций в себе", "сексуальную революцию" и т. д.
В наше время число сторонников "новых левых" идет на убыль. Оно существует в виде небольших разрозненных групп главным образом среди интеллигенции и студенчества.