Основные идеологические течения в современном мире. Продолжение.

Основные идеологические течения современности

Основные идеологические течения современности

Во второй половине XX в. на Западе появилась и приобрела большое значение теория, претендующая на системный анализ со­циально-экономических и политических процессов в странах с высокоразвитой экономикой. До 70-х гг. данная теория называ­лась концепцией индустриального общества. Своего наивысше­го развития она достигла в трудах французского философа Р. Аро­на и американского политолога У. Ростоу. Дальнейшим развити­ем идей этих авторов стали концепция постиндустриального об­щества и ее новейшая модификация — теория информационно­го общества, авторами которых являются Дж. Белл, 3. Бжезинс- кий, Дж. Гелбрейт и др.

В основе всех разновидностей данной концепции лежит прин­цип технологического детерминизма, согласно которому решаю­щее значение в развитии общества принадлежит изменениям в технической и технологической сторонах производства. Следова­тельно, крупные изменения в технике и технологии закономерно влекут за собой соответствующие изменения в социально-эконо­мической сфере. Отсюда доиндустриальное, индустриальное, пост­индустриальное и информационное общества — это последова­тельные стадии технологических изменений в производственных процессах.

В постиндустриальном обществе наряду с развитием техно­логических процессов материального производства на первый план выдвигается сфера услуг, которая начинает доминировать над сферой производства. Такое общество иногда называют обще­ством растущего потребления. В социальной структуре классо­вое деление уступает профессиональному, на первые роли выд­вигаются ученые и профессиональные специалисты. В полити­ческой области происходит деление общества на правящую, тех­нократическую элиту (технократическая теория власти) и уп­равляемые массы населения. Социальные противоречия приоб­ретают характер конфликтов между знанием и некомпетентнос­тью.

В международном плане сторонники постиндустриальной концепции выступают за широкую интеграцию между странами, государствами и народами.

Информационное общество — это такая стадия обще­ственного развития, при которой действует информационная технология, качественно преобразующая все сферы социума. В производственных отношениях капитал и труд как основа общества уступают место информации и знанию. Здесь на первый план выдвигается интеллектуализация труда, усили­вается нематериальная мотивация трудовой деятельности — возможности самореализации, перспективы профессионально­го роста.

Сторонники теории информационного общества выступают за такие правовые формы социального взаимодействия и согласия, как солидаризм и коммуиитаризм (формирование органических общностей людей). В рамках концепции разрабатывается проект "глобальной электронной цивилизации", создаваемой на основе синтеза телевидения, компьютерной службы и энергетики, т. е. проект "компьютерной революции".

Социальное государство первоначально называли на За­паде государством всеобщего благоденствия. Определение "со­циальное" подчеркивает, что для государства постиндустриаль­ной стадии главным в его деятельности становятся обеспече­ние достойной жизни для своих граждан, поддержка социаль­но слабых групп населения, утверждение в обществе начал со­циальной справедливости. Автором концепции социального го­сударства считается американский ученый Дж. Гелбрейт. Од­нако у ее истоков стоял крупнейший английский экономист Д. Кейнс, который обосновал необходимость активного госу­дарственного вмешательства в экономику с целью обеспечения занятости граждан, предотвращения экономических кризисов, по­вышения жизненного уровня населения путем справедливого перераспределения доходов между различными социальными слоями.

Согласно современным представлениям социальное госу­дарство призвано осуществлять следующие функции: гаранти­ровать политические, гражданские, экономические и социальные права личности; обеспечивать многоукладность экономики, ох­ранять частную, коллективную и государственную формы соб­ственности; сочетать плановые и рыночные механизмы регули­рования экономических отношений; создавать доступные всем системы образования, здравоохранения и социального обеспе­чения; обеспечивать условия полной занятости населения, под­держку малоимущих категорий граждан; вести эффективную борьбу с преступностью и другими антиобщественными прояв­лениями; разрабатывать и осуществлять государственные про­граммы, направленные на решение других насущных соци­альных проблем.

Названные функции свидетельствуют, что это действительно необычное государство, рожденное реалиями современной жизни. К какому типу его можно отнести? К традиционно капиталисти­ческому? Похоже, для этого нет оснований. Социалистическим его также нельзя признать. Ответ на данный вопрос видится в другом. Развитие государственности в странах мира идет слож­ными путями. Общая тенденция заключается в том, что медленно, с поворотами и зигзагами, воспринимаются формы и институты государственности, выработанные общим опытом человечества, соответствующие общедемократическим ценностям, но учитываю­щие при этом конкретные условия каждой страны.

Социальное государство вобрало в себя многое, что созда­но теорией и практикой человечества, и вместе с тем оно отра­жает особенности современного постиндустриального (информа­ционного) общества. Скорее всего, оно относится к переходно­му типу государств, идущему к какому-то новому, более высоко­му типу.

Концепция социального государства на Западе имеет нема­ло оппонентов, особенно в стане либералов. Наиболее жестко критикует эту концепцию сторонник стихийной рыночной эконо­мики Ф. фон Хаек. Однако другие видные ученые Запада счи­тают, что возврат к свободным рыночным отношениям в постин­дустриальном обществе уже невозможен и политически нецеле­сообразен,как писал веб-сайт Новости Хайфы

Страницы: 1 2 3

Обсуждение закрыто.

Интересно

Интересное в мире

Посещаемость ресурса

Яндекс.Метрика