Политическая идеология — система основополагающих (ба­зовых) идей, понятий, с большей или меньшей точностью от­ражающих политические явления и процессы, в соответствии с которыми формируются политическое сознание (мировоззре­ние) и жизненная позиция личности, социальных групп, обще­ства в целом.

Чтобы облегчить понимание многообразных политических явлений, люди нередко выдвигают (формируют) сравнительно небольшой комплекс "главных" (базовых) идей, призванных слу­жить ключом к пониманию тех или иных политических явлений. Этот комплекс и образует стержень политической идеологии. Без базовых идеологических установок и позиций ни личность, ни го­сударство, ни общество обойтись не могут. Не случайно кризис­ные периоды в жизни общества обычно сопровождаются потерей идеологических ориентиров, бездуховностью и смутой. Как раз в подобные периоды становятся модными призывы к деидеологиза- ции общественно-политической жизни. Происходит это потому, что в такое время в политике эксплуатируются идеи, оторванные от практических проблем общественной жизни, действительных ин­тересов различных социальных слоев. Но это никак не устраняет идеологию из политической жизни, ее место не бывает вакантным, а образовавшийся вакуум мгновенно заполняется другими поли­тическими представлениями. Другое дело, что обыденное созна­ние не сразу впитывает в себя новую идеологию, поэтому у части граждан может создаться иллюзия отсутствия таковой.

Идеи и идеология играют важную роль в политической жизни общества. Французские материалисты XIX в., анализируя движу­щие силы истории, сделали неопровержимый, на их взгляд, вывод: "Идеи правят миром! " Сам термин "идеология" ввел в научный обо­рот французский философ Дестют де Траси (1754 —1836). В книге "Элементы идеологии" он назвал идеологию "наукой об идеях, о том, как они возникают, и о закономерностях человеческого мышления".

Большую роль и значение идей в жизни человека и человече­ства подчеркивали многие мыслители. К. А. Гельвеций, например, классифицировал их на три вида — полезные, вредные и нейт­ральные. По мнению Ж. Ж. Руссо, абсолютнейшим авторитетом является для человека то, что вторгается в его внутренний мир, т. е. идеи.

Исключительную роль идеологии и идеям придавал К. Маркс. Он считал, что если идеи овладевают массами, то они становятся материальной силой. Маркс доказал неразрывную связь идей с интересами. «"Идея" неизменно посрамляла себя, как только она отдалялась от "интереса"». Этот вывод, когда речь идет об обще­ственно значимых идеях, вряд ли возможно подвергнуть сомне­нию.

Конечно, будучи методологически значимым, данный вывод не объясняет каждую конкретную ситуацию, хотя любые идеи рождаются в головах конкретных индивидов и с большей или меньшей адекватностью отражают интересы данных индивидов. Однако частные интересы неизбежно восходят к более общим — групповым, классовым и общественным, поскольку у людей есть общие, коренные, по сути своей объективные интересы, которые отнюдь не монолитны по своей структуре, а внутренне противоре­чивы. Отсюда их подвижность, способность к изменениям. Но противоречивость групповых и общественных интересов ведет не только к их конфликтам, но и к совпадению, вследствие чего ста­новится возможной социальная солидарность.

Анализируя соотношение интересов и политических идей, нельзя упускать из виду еще одну проблему: чтобы отразиться в политических идеях, интересы, если они являются объективными, должны быть осознаны. Такое осознание происходит и на уровне психологии (в форме чувств, настроений, эмоций), и на уровне идеологии (в виде теорий, концепций и т. д.). При этом эмоцио­нальные процессы составляют тот необходимый фон, на котором формируется и реализуется всякая политическая идея. Но эмо­ции действуют как слепая сила, если не сливаются в поведении с рациональным освоением действительности. На уровне полити­ческой идеологии осознание объективного интереса выражается обычно в намерениях, мотивах, в виде цели его удовлетворения. Интересы служат источником целей, через которые они из объек­тивных превращаются в субъективные. Ведь чтобы интересы были реализованы, они должны быть осознаны и оценены в форме цели: бесцельными действиями жизненные интересы нельзя реализовать. Если же объективный интерес не осознан, то его наличие не ведет автоматически к формированию цели. "Существенно и то, что ин­тересы в своем воздействии на поведение субъекта конкурируют с разделяемыми ценностями. Именно под влиянием ценностей те или иные интересы переплавляются в цели".

Э. Бернштейн утверждал, что конечная цель — ничто, дви­жение — все. Нет сомнения — без движения, действий цель не­достижима. Но не менее верно и другое: движение без цели, как правило, бессмысленно, оно становится блужданием в тумане.

Великие политические идеи и идеологии — это сплав корен­ных интересов, великих политических ценностей и целей.

Обсуждение закрыто.

Интересно

Интересное в мире

Посещаемость ресурса

Яндекс.Метрика