Политическая модернизация и развитие. Продолжение.

Человеческая цивилизация вступает в "пятую войну" научно- технического прогресса, фундаментом которой являются достиже­ния в области информатики, биотехнологий, микроэлектроники, в сфере освоения новых видов энергий и создания новых видов энер­гий, новых сверхпроводниковых материалов и т. д. и т. п. Циви­лизация — это формирующиеся во времени и пространстве раз­личные культурно-исторические типы обществ, самостоятельные геополитические социальные и духовные структуры. Они отлича­ются образом жизни, обрядами, обычаями, религиозным сознани­ем. Цивилизация — это определенный тип духовности общества, его миросозерцания, который формируется под влиянием геогра­фических, природно-климатических условий, особенностей истори­ческого развития, религиозных факторов, в основе которых лежат тысячелетние традиции и историческая инерция.

Само определение цивилизаций неоднозначно. Так, С. Хан­тингтон определяет цивилизации по принадлежности людей к той или иной религии. Н. Моисеев — по отношению к модернизации общества. Классик же цивилизационного "постижения истории" А. Тойнби использовал многофакторный подход. Граммотологи­ческую модель цивилизации предлагает А. Кузнецов.

Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби выдвинули поло­жение о цивилизационной структуре общественной жизни. Со­гласно их представлениям основу развития общества составляют более или менее изолированные друг от друга " культурно-исторические типы" (Данилевский), цивилизации (Шпенглер и Той­нби), которые проходят в своем развитии четыре основные после­довательные стадии: зарождение, расцвет, старение и угасание. Тойнби считает, что в мире была 21 такая цивилизация, 17 из которых уже являются мертвыми. Согласно его представлению непрерывность истории имеет значение только как некий симво­лический умозрительный образ, на котором мы вычерчиваем вос­приятие непрерывности во всем реальном многообразии и слож­ности.

Американский политолог Ф. Фукояма объявил о конце исто­рии с ее войнами, с ее непримиримыми идеологическими, полити­ческими и экономическими противоречиями: противостояние ли­беральных демократий с агрессивными тоталитарными системами завершилось окончательным поражением последних, и отныне настает вечный мир.

Оптимистический вывод делает С. Хантингтон в утверждении о малой вероятности военных конфликтов между ведущими стра­нами каждой этнокультурной цивилизации: России с США, Китая с США или с Россией.

В конце XX в. забрезжил выход из тупиков прогресса, оказа­лось, что перспективы исторического развития можно и нужно ис­кать не вне, а внутри человека — во всей полноте его личности, раз­вивающей свои потребности и стремления. Дело заключается не в отказе от технического прогресса, ведущего в пропасть термоядер­ной и технологической катастрофы, а в том, что происходит корен­ной переворот во всей системе отношений человека — производств.

В отмеченных тенденциях проявляются черты такого раз­вития цивилизации, высшим смыслом которого является универ­сальный творческий гуманизм. Универсальный — поскольку он ориентирован и на свободное развитие каждого человека и его связей с другими людьми, творческий — потому что это разви­тие отражает максимальную мобилизацию потенциала личнос­ти.

Наряду с крупными изменениями политических, экономичес­ких и военных паритетов на планете продолжают усложняться, обостряясь с каждым годом, глобальные проблемы цивилизации в целом: сырьевой и энергетический кризисы, радиационное и элек­тромагнитное загрязнение Земли, разрушение озонового слоя ат­мосферы, ухудшение экологического состояния, возникновение и разрастание эпидемий новых болезней, опасных тенденций роста региональных и межнациональных конфликтов, усиление безнрав­ственности, пропаганда культа насилия и др. Вся планета Земля оказалась перед выбором общей философии выживания.

Всемирная история подошла к самой критической точке — или цивилизация сохранит себя, или она себя уничтожит. Надо решить три проблемы:

—  справедливое распределение ограниченных ресурсов пла­неты;

—  совместные усилия всех государств по преодолению эко­логического кризиса, чтобы добиться гармонии с природой;

—  не допустить ядерного, химического, бактериологического терроризма и войны.

Бурная и трагическая история России XX в. постоянно зас­тавляет задумываться об общей концепции ее истории, размыш­лять о ее тенденциях и особенностях.

С. М. Соловьев пытался искать объяснение в борьбе родово­го начала и государственности. В. О. Ключевский придавал важ­ное значение колонизации громадных территорий, что позволяло населению ускользать от государственной власти. Влияние мар­ксизма стимулировало развитие точки зрения, что в основе исто­рии лежит классовая борьба, закономерная смена социально-эко­номических формаций. Работы Л. Гумилева вводят в самые осно­вы понимания человеческой истории значительный биологический элемент, что открывает путь идеологическим спекуляциям.

Особое значение при анализе отечественной теории цивили­заций имеют исследования Н. Я. Данилевского, К. Н. Леонтьева, Л. Н. Гумилева, послужившие мощным толчком к рассмотрению нетрадиционных методов и подходов к анализу объективных тен­денций и реальных механизмов социально-политических измене­ний в России.

Российская цивилизация — живое межэтническое единство, продукт исторического творчества народов, освоивших данную территорию с ее географическими и климатическими условиями в соответствии с обычаями, традициями, народным характером и культурой. Географические пределы цивилизации могут не совпа­дать с государственно-политическими границами, наличие, отсут­ствие и конфигурация которых не в силах отменить сложившейся целостности, реализуемой через совокупность человеческих, поли­тических, экономических, культурных взаимосвязей и взаимозави­симостей.

Не подлежит сомнению сам факт наличия целостной и все­сторонне развитой русской культурной традиции, на протяжении многих веков являвшейся основой российской цивилизации. Фун­даментальными ценностями такой традиции являются соборность (коллективизм), державность (государственная самодостаточность) и стремление к воплощению высших "небесных" идеалов спра­ведливости и братства в земной действительности.

Уникальность России одним из первых (1802) понял Напо­леон, заявив, что в мире он видит только две нации: Россию и Запад.

Если оценивать переживаемый период с точки зрения теории естественно-исторических циклов Чижевского ("историометрический цикл"), то мы находимся ныне в самом начале выхода из фазы минимальной общественной возбудимости. Эта фаза характеризо­валась:

- значительным падением уровня общественной активности и солидарности;

— политической апатией масс;

— покорностью судьбе и власть предержащим;

— уходом людей в частную жизнь;

— распадом политических группировок;

— кризисом парламентаризма;

— верхушечными государственными переворотами и насиль­ственным установлением авторитарных режимов.

Русская цивилизация предполагает гармоничное сочетание двух элементов: духовного (культурного) и земного (территори­ального, пространственного). Первый предполагает прежде всего русский язык, русскую культуру, второй — русскую землю, ту тер­риторию, которую в течение столетий осваивали и защищали рус­ские люди, ту государственную общность, что сложилась на этой территории.

Страницы: 1 2

Обсуждение закрыто.

Интересно

Интересное в мире

Посещаемость ресурса

Яндекс.Метрика