Свою политическую конпепциюН. А. Карамзин (1766— 1826) сформулировал в "Истории государства Российского", "Записке о древней и новой России в ее политическом и гражданском отноше­ниях". На примере анализа правления Ивана IV Карамзин подверг аргументированной критике тиранию, охарактеризовав ее как об­раз правления, при котором нарушаются естественные, положитель­ные и нравственные законы. Карамзин — противник разделения властей. Всю социально-политическую систему он представлял формулой "Дворянство, Духовенство, Сенат и Синод как хранили­ще законов, над всеми Государь — единственный законодатель, един­ственный источник власти". Идеалом Карамзина был сильный мо­нарх (не обязательно наследственный), опирающийся в своей дея­тельности на законы и принимающий меры к нравственному воспи­танию и политическому просвещению народов своей страны.

П. И. Пестель (1793—1826) изложил свои республиканские взгляды в работах "Конституция. Государственный завет" и "Рус­ская правда". Государство он отождествлял с гражданским обще­ством. Выступая против крепостного права, Пестель не отрицал частную собственность вообще, провозгласив ее священной и не­прикосновенной. Он был сторонником теории разделения влас­тей. По его теории, в России предусматривались введение важней­ших демократических прав и свобод, создание правовых гарантий неприкосновенности личности, учреждение новых органов право­судия, армия с небольшим сроком службы.

Мысль о демократизации монархии развил Н. М. Муравьев (1795 — 1843). Государственное устройство России должно быть федеративным (13 держав и 2 области). Высший представитель­ный и законодательный орган — двухпалатное Народное Вече, состоящее из Палаты народных представителей и Верховной Думы как органа, представляющего территории. Муравьев предлагал после победы восстания созвать учредительное собрание для при­нятия конституции.

Идеи П. Я. Чаадаева (1794 — 1856) обострили споры о про­шлом и будущем России. Думающая часть общества была втяну­та в конфликт западников и славянофилов. Западники (П. В. Ан­ненков, И. В. Вернадский, Б. Н. Чичерин) верили в единство че­ловеческой цивилизации и считали, что во главе ее идет Западная Европа и указывает правильный путь всему человечеству, а Рос­сия должна учиться у Запада и пройти тот же путь развития. Славянофилы (К. С. Аксаков, Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонть­ев), напротив, утверждали, что единой общечеловеческой цивили­зации и, следовательно, единого пути развития для всех не суще­ствует, что русская политическая и общественная жизнь развива­лась и будет развиваться по своему собственному пути.

Революционно-демократическую идеологию в России разви­вали В. Г. Белинский (1811-1848), А. И. Герцен (1812-1870), Н. Г. Чернышевский (1828-1889), Н. А. Добролюбов (1836- 1861). По их мнению, главную движущую силу общества состав­ляют народные массы, а сам исторический процесс есть борьба угнетенных классов со своими угнетателями. Россия же может избежать капиталистического пути развития и перейти к социа­лизму через крестьянскую общину, которая есть прообраз буду­щего общества.

Будущее политическое общество — это "социальная респуб­лика", где осуществляются подлинно демократические принци­пы свободы и равенства. Только там, где все люди равны, имеет­ся возможность всестороннего и правильного воспитания чело­века. Герцен говорил, что лишь после отмены крепостного пра­ва и других правительственных реформ Россия пойдет по пути конституционных преобразований, так как свобода лица — ве­личайшее дело, и только в ней может вырасти воля народа. Бу­дущее России он видел в "русском крестьянском социализме", основу которого составляет община, "патриархально-коллекти- вистский быт".

По учению Чернышевского, сущность государства определя­ется экономическим фактором, и "каждое действие государствен­ной власти, к какой бы сфере оно ни относилось... непременно проводит перемену в экономическом отношении". Чернышевский отвергал абсолютную монархию, а наиболее передовой формой правления считал республику. •

Вопрос о новом социально-экономическом устройстве Рос­сии становится основным в произведениях идеологов народниче­ства М. А. Бакунина (1814-1876), П. Л. Лаврова (1823-1900), П. Н. Ткачева (1844-1885/86), Н. К. Михайловского (1842- 1904), В. П. Воронцова (1847-1918) и др.

Признавая единственный путь преобразования общества — через народную революцию, представители различных течений революционных народников по-разному оценивали степень готов­ности масс к революции и выдвигали самые разные способы "раз­жигания" революционного огня. Так, Бакунин считал, что русский народ "всегда бунтовал против эксплуататоров и всегда готов к революции". Отсюда задача революционеров состоит в том, чтобы "соединить" все его бунты в один бунт, поголовный и сокруши­тельный, т. е. в народную революцию. Лавров, напротив, думал, что ни народ, ни революционная интеллигенция к социальному перевороту не готовы и революции должна предшествовать дли­тельная пропаганда социалистических идей в народе. Будущее социалистическое общество революционные народники видели таким: в обществе будет господствовать общественная (коллек­тивная) собственность, в нем будет организовано коллективное производство и обеспечено справедливое распределение.

В конце XIX в. в России возникло марксистское направле­ние политической мысли, которое представляли Г. В. Плеханов (1856-1918), В. И. Ленин (1870-1924), П. Б. Струве (1870 — 1944), С. Н. Булгаков (1871 — 1944) и др. Главная задача маркси­стов в то время — критика идей либерального народничества, до­казывание того, что страна вступила на путь прогрессивного капи­талистического развития, что движущей силой социалистической революции будет не крестьянство, а пролетариат.

Отцом русского марксизма является Г. В. Плеханов, который, будучи противником заговорщичества, якобинской революции, не­медленного захвата власти революционной социалистической парти­ей, не принял по принципиальным соображениям Октябрьскую революцию и разошелся с В. И. Лениным и большевиками.

После 1917 г. ведущее место в духовной жизни общества за­нял ленинизм, постепенно превратившийся в государственную иде­ологию.

В. И. Ленин развил марксистскую теорию учением об импе­риализме, о социалистической революции и диктатуре пролетари­ата, о партии нового типа, о классовых союзниках пролетариата в борьбе за демократию и социализм, о путях строительства социа­лизма и коммунизма.

В ленинизме немало и такого, что не вытекало с необходимо­стью из марксизма и было порождено своеобразием условий от­сталой России. Этим во многом вызвана абсолютизация в лени­низме волевого начала, революционных насильственных и уско­ренных форм общественного развития.

Ленинская концепция социализма основывалась на обобще­нии реальной практики тех революционных преобразований, ко­торые происходили в России. Ленин создал научную теорию не только строительства, но и функционирования социализма, его перехода из одного этапа развития в другой.

Обсуждение закрыто.

Интересно

Интересное в мире

Посещаемость ресурса

Яндекс.Метрика