Своеобразие средневековой политической мысли обусловле­но главным образом сильным влиянием на нее христианской ре­лигии и римской католической церкви. Например, важнейшая черта социально-политических воззрений Блаженного Августина (354 — 430) — обоснование и оправдание неравенства в обществе, пред­определенного миром небесным, понимание истории человечества как борьбы "двух градов", двух государств — "града Божьего" и светского государства. Официальной церковной идеологией сред­них веков стало учение Фомы Аквинского (1225 — 1274), которое в 1879 г. было объявлено Папой римским "единственно истинной философией католицизма".

В XVI столетии во всех западноевропейских государствах господствующей стала культура Возрождения, в основе которой лежали гуманистические идеи. В противовес средневековым схо­ластам представители гуманизма изучали не Бога с его ипостася­ми, а человека, его отношения с другими людьми, с государством и обществом. В социально-политических науках активно разраба­тывались два основных направления. Первое — теоретическое обоснование необходимости замены феодально-сословного нера­венства юридическим равенством, закрепления права частной соб­ственности, защиты личности от религиозно-феодального произ­вола. Второе — политическая идеология низших слоев, предше­ственников рабочего класса, в основе которой лежали идеи утопи­ческого социализма.

Итальянский политический мыслитель Никколо Макиавел­ли (1469— 1527) выступал против политической раздробленности, за сильную государственную власть, базирующуюся на частнособ­ственнических буржуазных отношениях. Он вошел в историю ми­ровой политической науки как автор книги "Государь", в которой изложены его представления о происхождении и сущности власти, о формах правления, о требованиях к участникам политического процесса, среди которых важное место занимает технология поли­тического лидерства. Главным в политических воззрениях Маки­авелли является выдвинутый им принцип политического реализ­ма, который предполагает учет в политике подлинных условий действительности, подчинение политических действий практичес­ким интересам.

Высшее правило политики и главная ее проблема — опре­делить такую форму действий, которая соответствует характеру времени и специфическим обстоятельствам в момент принятия решения. В чрезвычайных обстоятельствах, когда "народ раз­вращен", нужны и чрезвычайные меры. Ради упрочения госу­дарства допустимо использование любых средств, во имя госу­дарства можно нарушить и религию, и мораль. "Если безопас­ность государства зависит от предстоящего решения, не следует учитывать, справедливо оно или нет, гуманно или жестоко, бла­городно или постыдно. Отодвинув все в сторону, нужно спра­шивать лишь одно — спасет ли оно жизнь и свободу государ­ства".

Сердцевина политической теории Макиавелли — концепция исторического процесса, в основе которой лежит представление о социальной борьбе как движущей силе общественных и поли­тических изменений. Макиавелли первый сформулировал чрез­вычайно важную для позднейшей политической науки идею фун­кциональности политического конфликта. Соответственно сме­ну форм правления он связывал не с божественной волей или человеческой природой, а с закономерными повторениями опре­деленных ситуаций и соотношений борющихся сил, которые обус­ловливают приход к власти то монарха, то аристократии, то на­рода.

Француз Жан Боден (1530—1596) в работе "Шесть книг о государстве" писал о сильной государственной власти, способной вывести страну (у него — Францию) из хаоса религиозных войн. Государство он определил как правовую власть нескольких семей над социальными вопросами. Монарх — единственный, абсолют­ный источник права.

Первым в истории политической мысли Боден выдвинул идею государственного суверенитета (фр. souverainete — носитель вер­ховной власти). Суверенитет, или право творить и проводить в жизнь законы, принадлежит государству по определению. Госу­дарство — обладатель верховной политической власти как внут­ри собственной страны, так и в отношениях с зарубежными дер­жавами. Выше носителя суверенной власти только Бог и законы природы. Суверенитет не зависит от того, справедливы законы или нет, он зависит от силы творить их.

Боден отрицательно относился к демократическому государ­ству, в котором очень много законов и властей, а общее дело в упадке, и к аристократии, где много раздоров, а правит глупое большинство. Наилучшей формой правления он считал монар­хию, в которой обеспечены компетентность (советуют многие) и энергичность власти (решает, один). Особенно необходимы мо­нархии в больших государствах.

Крупный вклад в развитие политологии того времени внесли английские мыслители Т. Гоббс и Дж. Локк.

Томас Гоббс (1588 — 1679) свое политическое учение изло­жил в философском труде "О гражданине" и трактате "Левиа­фан, или материя, форма и власть государства церковного и граж­данского". Верховная власть и независимость светского государ­ства — основные идеи его политического учения. Признавая толь­ко три формы государства, он полагал, что самая лучшая форма власти — монархия, но в то же время отрицал теорию божествен­ного происхождения власти и утверждал, что источником коро­левской власти является общественный договор. Государство — человеческое, а не божественное установление. В учении Т. Гоб- бса, таким образом, сосуществуют две концепции — либеральная ("общественный договор") и консервативная ("приоритет монар­ха и обеспечение свободы").

Сильное государство — средство избавления от человечес­ких недостатков. Настаивая на том, что монарх не имеет отноше­ния к общественному договору, который заключает общество, а потому его власть не может быть ограничена обществом, Гоббс был против разделения власти. Воля государя — высший закон, и необходимо подчиняться ему.

Джон Локк (1632—1704) более решительно, чем Гоббс, встал на позиции либерализма. Теория естественных прав и конститу­ционализм — основной его вклад в политическую мысль. Он показал необходимость преобладания в политике гражданского начала, ограничения влияния монархии, первым обосновал поня­тия "личность", "общество", "государство". Локк считал, что го­сударство подчиняется обществу, которое в свою очередь подчи­няется личности. Правительству передается лишь часть прав личности, которая определяется отношением человека к собствен­ности: чем больше собственности, тем больше политических прав, но тем больше и обязанностей перед государством, стоящим на страже этой собственности. Необеспечение названной функции делает правительство незаконным и дает гражданам право на сопротивление.

Одним из первых Локк выдвинул идею разделения властей на законодательную, исполнительную и союзную (сфера внешней политики); судебную власть он относил к исполнительной. Госу­дарство должно подчиняться незыблемым принципам права, а само право из велений власти вырастает в стабильную основу общества равных перед законом собственников.

Обсуждение закрыто.

Интересно

Интересное в мире

Посещаемость ресурса

Яндекс.Метрика