К современным харизматическим лидерам западные полито­логи относят, например, Р. Рейгана, объясняя его личную популяр­ность такими качествами, как последовательность и решительность, которые он проявлял в любой ситуации. Английские политологи считают весьма соответствующим харизматическим субъективные качества М. Тетчер. С их точки зрения, ее политика преследовала цель добиться национального согласия. Такая политика не толь­ко стала стратегией нации, но и объединила ее на основе традици­онных для Англии моральных и религиозных ценностей.

По мнению западных политологов, харизматический лидер может осуществить "харизматический прорыв", т. е. превратить­ся из харизматического лидера в лидера цезаристского (тотали­тарного) толка. Сам М. Вебер не предполагал "харизматическо­го прорыва", способствующего установлению тоталитарного ре­жима, — его беспокоила угроза для демократии со стороны бю­рократизма. Для него харизматический лидер — возможность за­щиты демократии от бюрократии.

Авторитет и ответственность политического лидера. Принципиальное значение для любого политического лидера имеет авторитет, проявляющийся в соответствии лидера тем ожиданиям людей, которые должны подтвердиться в его деятельности. А люди обычно оценивают действия политика, исходя из своих ценност­но-нравственных ожиданий и надежд. Если эти ожидания и на­дежды оправдываются и подтверждаются поведением лидера, то доверие к нему, уважение перерастает в авторитет. Если этого нет, то авторитет либо не складывается, либо он недостаточен.

Словом, людям необходимо убедиться в возможности поли­тика реализовать свой потенциал на практике, в его способности воплощать слово в дело. Отрыв же политика от своей социальной базы может привести его к "политической слепоте и глухоте", ошиб­кам в работе, потере доверия. Подобные политики нередко прибе­гают к обману, принуждениям, авантюризму. Практика проведе­ния перестройки, радикальных реформ в нашей стране убедитель­но подтверждает данный вывод. За это время многие политики разных уровней, во всем копировавпше Запад, оторвались от на­рода, от насущных жизненных проблем, не выполняли обещаний, не подтверждали надежд и ожиданий на лучшую жизнь и поэтому ушли в политическое небытие. Почему такое происходит?

Первая причина коренится в недоброй нашей традиции без­мерного восхваления политиков самых высоких этажей, оправда­ния их любых действий и решений, а.когда они сходят с полити­ческой арены — критики и разоблачений. Названная традиция дает знать о себе и сегодня.

Вторая причина, пожалуй, самая главная, — это бесконтроль­ность и безответственность политиков разных уровней. Причем гон здесь нередко задают политики самого высокого ранга, чей пример сугубо негативно влияет на весь механизм политической власти.

Право народа контролировать деятельность всех без исклю­чения должностных лиц и органов государства абсолютно и бес­спорно. Это право вытекает из того, что сувереном и единствен­ным источником власти в Российской Федерации согласно ст. 3 Конституции является ее многонациональный народ.

Однако в Конституции не предусмотрено, как, каким путем и в каких формах суверен или какой-то иной орган осуществляет контроль, например, за главой государства, перед кем и в каком порядке Президент отчитывается и отвечает за свою деятельность. Подобная ситуация сложилась во всех 89 субъектах Федерации. Значит, бесконтрольность, безответственность разлились по всей Руси великой со всеми вытекающими отсюда последствиями дол­жностной вседозволенности и невиданной коррупции. Пока обще­ство, широкие его слои не осознают безусловной необходимости демократического контроля, пока не созрела общественная нетер­пимость к злоупотреблениям, эгоизму, бесконтрольность будет ис­кать и находить себе лазейки, разлагающе влиять на общество.

С контролем нерасторжимо связана ответственность. Она играет стабилизирующую роль в организации, регулировании и саморегулировании политических отношений. Психологической формой ответственности выступает чувство ответственности как устойчивая черта характера, связанная с убеждениями, как прояв­ление самоконтроля, самодисциплины. Политический лидер, обла­дающий обостренным чувством ответственности за порученное дело, способен не только предвидеть последствия своих решений, дей­ствий и поступков, но и критически оценивать их с точки зрения политических интересов государства и гражданского общества.

Политическая ответственность — емкое понятие. Это и мера требовательности к себе и другим, и мера необходимого поведения, и понимание, предвидение политических последствий своих по­ступков, принимаемых политических решений, и готовность дер­жать перед людьми за них отчет и ответ.

Страницы: 1 2 3

Обсуждение закрыто.

Интересно

Интересное в мире

Посещаемость ресурса

Яндекс.Метрика