Политическое участие можно рассматривать как весьма динамичную и массовую форму многообразных взаимоотноше­ний индивидов и организационно-властных структур, образова­ний по поводу политической власти и управления.

Из истории развития государственно-политических систем с различными политическими режимами видно, что практически все они допускали вовлеченность своих граждан в политику. Но в одних случаях это было лишь декларировано, в других — огра­ничивалось частоколом условий и оговорок, в третьих — абсолютизировалось и доводилось до абсурда. И лишь в демократичес­ком обществе с развитыми политической и правовой системами стало реальным и в определенной степени необходимым и дей­ственным участие людей в политической жизни.

Политическое участие это антипод политическому отчужде­нию. Еще Аристотель, рассуждая о понятии "гражданин", опреде­лял его через непременное участие во власти, суде и управлении. С тех пор многократно менялась картина политического мира вообще и отдельных стран, возникали и исчезали идеи и формы политического участия, но суть оставалась одна. Участие — это деятельность индивидов в связи с формированием, функциониро­ванием и реализацией политической власти.

В качестве факторов, определяющих политическое участие, в литературе называют:

а)   социально-экономические и политические интересы;

б)  общественный долг, заботу о всеобщем благе;

в)   стремление повысить свой общественный статус;

г)  чувство коллективности, необходимость политического об­щения и другие.

Политическое участие осуществляется в различных формах, с неодинаковой степенью интенсивности, в разных по масштабу социальных и территориальных образованиях.

Добровольное участие индивидов в делах государства и дру­гих политических институтов охватывает осознанную политичес­кую деятельность, базирующуюся на высоком уровне общего и политического образования, наличия у участников определенных социально-нравственных ориентиров, их лояльном отношении к праву и закону.

Активная форма добровольного политического участия вклю­чает в себя деятельность депутатов представительных органов власти, функционеров политических партий и общественно-поли­тических организаций, организаторов политических кампаний и акций (выборов, референдумов и т. д.).

Пассивная форма добровольного политического участия пред­полагает только участие в выборах, референдумах, опросах обще­ственного мнения.

Принудительное политическое участие характерным являет­ся для служащих милитаризованных государственных структур, членов политических партий и организаций с жесткой централи­зацией и дисциплиной.

По сфере территориального распространения политическое участие может носить общенациональный, местный и локальный характер. В Российской Федерации можно выделить федераль­ный уровень, уровень субъектов Федерации — региональный, мест­ный — муниципальных образований и локальный, ограниченный рамками организации, учреждения.

В плане интенсивности и последовательности различают по­стоянное (членство в партии, работа в политических организаци­ях), эпизодическое или регулярное (участие в выборах) и разовое (участие в референдуме по поводу принятия Конституции) поли­тическое участие. По отношению к действующему законодатель­ству в той или иной стране различают легальное (соответствую­щее Конституции и законам) и нелегальное (противоречащее за­кону) политическое участие..

Фондовый рынок и многое другое в сфере бизнеса. Оставь свои бизнес идеи у нас.

Обсуждение закрыто.

Интересно

Интересное в мире

Посещаемость ресурса

Яндекс.Метрика