Древнеримские мыслители считали, что право — Богом дан­ное искусство добра и справедливости. По сути, в приведенной формуле дается нравственная характеристика права. В идеале взаимодействие политики и права должно приводить к их взаимо­усилению, а политику подпитывать, облагораживать началами добра и справедливости.

В нашей стране на протяжении десятилетий право рассмат­ривалось как инструмент политики, как способ юридического оформления политических решений, а не как самостоятельная социальная и культурная ценность. Незыблемым был тезис о примате политики над правом, политической власти над зако­ном.

В общественном сознании насаждалась мысль о второсте­пенной и малозначимой социальной роли права. Главными при­знавались экономика, политика, идеология, а не какие-то там правовые ценности, юридические начала. Бытовало упрощен­ное восприятие права как команды, идущей сверху, как указа­ний политических вождей. Предназначение права как норм, спо­собных оградить гражданина от произвола, защитить его честь, достоинство и неприкосновенность, замалчивалось. Тем более право не мыслилось в виде реальной силы, способной ввести политику в определенные границы, "обуздать" ее. Отсюда по­всеместный правовой нигилизм, скепсис. Право скорее терпели как неизбежный и недолговечный пережиток прошлого. Куль­тивировались идеи отмирания нрава, скорой замены юридичес­кого регулирования неправовыми нормами "коммунистического" общежития.

В Западной Европе к решению проблемы соотношения поли­тики и права подходили по-другому. Так, еще французские фило­софы-материалисты XVIII в. Гольбах и Гельвеций утверждали, что право, законодательство играет в жизни решающую роль. Основоположник нормативистской теории права Г. Кельзен рас­сматривал право как самодостаточное и более высокое, чем эко­номика или политическая власть, явление. Согласно раннебуржуазной естественно-правовой теории право важнее и выше госу­дарства и политики. Именно положения этой теории стали актив­но утверждаться в нашем общественном сознании в последние годы.

Думается, оба направления в определенной степени противо­поставляют эти явления друг другу. На практике же противопоставление, столкновение права и государства, политики и права неизбежно приводит к их взаимному ослаблению.

Взаимодействие права и политики / Взаимосвязь политики и права

В действительности взаимосвязь политики и права достаточ­но сложна, многопланова. Их оптимальное взаимовлияние и бла­готворно, и социально полезно.

Позитивное право не существует там, где нет политики и са­мого главного политического института — государства. Как уже отмечалось, стратегический политический курс страны, поддержан­ный на выборах народом, становится концептуальной основой за­конотворческой деятельности. Государство юридически оформля­ет его, возводит в закон.

Еще более значительна роль государства в деле реализации права, проведения его в жизнь. Ведь неработающее, нереализующееся право мертво. И тут во многом справедливо утверждение, что "право есть ничто без аппарата, способного принудить к со­блюдению норм права"'. Правда, действие правовых норм нельзя сводить к государственному принуждению: на практике их реа­лизация происходит, как правило, без обращения к государству. Активно развивающееся, к примеру, договорное право, основанное на согласии сторон, не сможет играть сколько-нибудь важной роли в обществе, если для исполнения каждого договора придется идти в суд. Государственное принуждение приводится в действие, ког­да субъекты права действуют противоправно. Словом, действен­ность, жизненность права состоит не столько в государственном принуждении, сколько в совпадении воль, интересов общества и государства и конкретных индивидов, вступающих в правовые отношения.

Право, несомненно, имеет политическое содержание. Поэтому положение "Закон есть мера политическая, есть политика" в пер­вой своей части соответствует действительности. Однако для отож­дествления закона и политики нет оснований. Политика может быть неправовой, авантюристической и т. д.

Право воздействует на политику по различных направле­ниям. Прежде всего, посредством права конституционно зак­репляется общественно-политический строй общества, определя­ется правовой статус (законодательные границы) всех струк­турных элементов политической системы. В результате воздей­ствия права на политику все виды политической деятельности осуществляются как права и обязанности соответствующих субъектов, а не как проявление их силы, авторитета или иных качеств.

Право придает легитимность политической власти и полити­ческим решениям, обеспечивает органам власти поддержку насе­ления даже в случаях принятия ими непопулярных решений. В правовую форму облекаются отношения по поводу государствен­ной власти, взаимоотношения между государственными органами, политическими партиями, общественными объединениями и граж­данами, взаимосвязи с другими государствами.

Основные направления государственной политики также опос­редованы правом. Право делает политику более эффективной, гу­манной и социально ориентированной.

Обсуждение закрыто.

Интересно

Интересное в мире

Посещаемость ресурса

Яндекс.Метрика