Все о политике и политологии на одном сайте
При сравнении и обобщении фактического материала, накопленного в сфере политического знания, становится возможным уяснить общие закономерности и тенденции развития политической сферы общественной жизни, условия стабильности функционирования политических систем в различных условиях, факторы, повышающие эффективность функционирования механизмов власти и управления, методы, обеспечивающие наибольшую вероятность мирного разрешения конфликтов, успешность электоральной деятельности. Сравнительные исследования позволяют творчески использовать зарубежный опыт решения общих и частных проблем политического развития российского общества.
Особый интерес для россиян, живущих и в Европе, и в Азии, представляет рассмотрение общих и отличительных черт восточной и западной политических культур, сопоставление их с российскими политическими традициями и ценностями. Для этого используется ключевое слово "политологическая ось". Этот термин избран неслучайно: во-первых, он указывает на сложный, взаимозависимый характер современного политического мира, наличие в нем геополитических магистральных направлений, определяющих мировое развитие; во- вторых, он напоминает об исторической судьбе России быть причастной к обоим типам политической культуры, испытывать их воздействие на себе и оказывать влияние в том и другом направлении; в-третьих, данный термин свидетельствует о том, что прошлое, настоящее и будущее политическое взаимодействие Востока pi Запада невозможно без непосредственного участия в нем России.
К числу общих черт, присущих политическим культурам различных стран и континентов, следует отнести: 1) факторы, лежащие в основе их формирования (общественно-политическая сущность человека, религия как таковая, государственно-властное оформление общества, общечеловеческие ценности); 2) основные закономерности развития политических явлений (взаимообусловленность политики и экономики, политики и права, схожесть путей и последовательность этапов развития); 3) сущностные моменты (одинаковое в принципе значение политической власти, политической идеологии, основных политических институтов); 4) общие планетарные проблемы обусловливают необходимость политического взаимодействия, выработки общих политических позиций и норм, создания постоянных политических институтов и механизмов для их разрешения.
Особенности политических культур Востока, Запада и России предопределены природно-климатическими и географическими условиями, религиозными и национальными факторами, исторически сложившимися социально-экономическими укладами и духовно-нравственными устоями, обычаями и традициями своих народов.
В качестве критериев, выявляющих эти особенности: 1) отношение человека к социальной и политической действительности; 2) отношение человека к государству, праву, закону; 3) отношение человека к самому себе, своим правам и обязанностям; 4) отношение государственной политической власти к окружающей среде, человеку, праву, к другим государствам(политика и политология).
3. Отношение государства к отдельному человеку на Востоке отражается в убежденности харизматических лидеров в том, что все, что бы они ни делали, идет от Всевышнего и поэтому никакого контроля и никакой ответственности на земле они не несут перед индивидом. Этому способствуют авторитарные типы правления, корпоративистская структура общества, сильное влияние религиозных канонов.
Канализационная насосная станция от фирмы КТР в Москве.
На Западе государственная власть чувствует себя ответственной перед личностью, сознает подчиненность и свою временность перед хорошо организованным, структурированным гражданским обществом. Государство поощряет создание различных механизмов реализации прав граждан, строго проводит политику уважения к законам и судебным решениям.
Современное Российское государство провозгласило себя демократическим правовым государством, а человека, его права и свободы — высшей ценностью. Признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина — обязанностью государства. От декларации до реальности значительное расстояние, но если каждый из нас приложит к этому свой ум и руку, то так оно и будет.
Разумеется, приведенное сопоставление имеет относительное значение, так как невозможно охватить все варианты и ситуации постоянно меняющейся картины политического мира.
Для нас важно видеть то общее, что можно использовать во имя мира и блага всех, а также то особенное, что требует уважения, терпимости. Нельзя западный индивидуализм насильно внедрить на Востоке и в России, точно так же нельзя немедленно отказываться от коллективистских форм политического общения в угоду якобы уже состоявшемуся "частному" человеку. Следует учитывать, что каждая национальная культура вырабатывает свои наборы ценностей, которые влияют на другие политические культуры, причем вопрос состоит только в степени восприимчивости. Здесь можно говорить о мощном выходе американской культуры за пределы США, о традиционных политических культурах европейских стран, консолидировавшихся в значительной степени и противостоящих ныне излишнему влиянию извне, о религиозных политических доктринах Востока (конфуцианство, буддизм, ислам), переживающих новый этап развития.
В конечном счете важно, чтобы во всех политических культурах отражалось осознание необходимости сохранения мира на Земле, обеспечения дальнейшего цивилизационного развития, предполагающего многовариантность будущего.