Все о политике и политологии на одном сайте
Политика — сложное многомерное, многоаспектное явление и очень емкое понятие.
По сферам общественной жизни она подразделяется на: экономическую, социальную, научную, национальную, экологическую, военную и т. д.; по направленности — на внутреннюю и внешнюю; по приоритетности — на нейтральную, открытых дверей, национального примирения, компромиссов; по содержанию и характеру — на прогрессивную и реакционную, на научно обоснованную и волюнтаристскую и т. д.
Политика имеет много свойств, проявлений и форм выражения. Богат и многообразен ее субъектный состав. Она изменчива, подвижна, динамична и вездесуща. Поэтому выработать ее научное определение довольно сложно. В самом общем виде политика есть человеческая деятельность, выражающаяся во взаимодействии между социальными общностями, классами, нациями, народами, партиями, государствами, гражданами и их объединениями по поводу политической власти, для улучшения условий жизни людей, обеспечения общественного и мирового порядка.
В приведенном определении синтезированы наиболее важные признаки и аспекты политики.
1. Политика выражается, материализуется в деятельности политических субъектов с целью вызвать те или иные политические результаты, последствия. Так, внутренняя и внешняя политика государства находит выражение в основных направлениях его деятельности. Разработка и реализация стратегического политического курса страны немыслима без активной деятельности политических партий, функционирования исполнительных органов государства и др. В политической деятельности участвует множество субъектов, она характеризуется системностью и многообразием форм. Осуществляется она как на теоретическом, так и на практическом уровне. Исключительное значение имеет вопрос эффективности политической деятельности.
Политическая сфера тесно переплетается с другими сферами — экономической, социальной, культурной, правовой, религиозной, а потому политика становится закономерно возрастающим мировым, общепланетарным фактором. В реальной действительности она органически вплетена в ткань социума. Никто не может избежать политического воздействия, политические страсти и волны докатываются до самых отдаленных уголков страны и мира.
Степень политизации общества зависит от многих обстоятельств, но с наибольшей скоростью она вырастает в переходные исторические периоды, когда кардинально трансформируются основы общественного устройства, мировоззрение людей, их ценностные ориентации. Как раз в такой ситуации находится сегодня Россия. Все ее политические субъекты демонстрируют невиданную ранее активность, стремятся лично участвовать в решении своей судьбы и судьбы5 страны.
В демократических странах политика находит концентрированное выражение в разработке и проведении в жизнь стратегического политического курса развития страны на определенную перспективу.
разработкой вариантов стратегического политического курса в форме предвыборных программ занимаются партии, политические лидеры. В. ходе предвыборной кампании эти программы разъясняются через средства массовой информации. Избиратели, голосуя за ту или иную партию (блок партий), делают свой выбор политического курса. По результатам выборов формируются законодательный (представительный) и исполнительный (правительство) органы страны. Для законодательного органа стратегический политический курс — концептуальная база законотворчества на весь период функционирования. Партия, победившая на выборах, формирует правительство, которое проводит стратегический политический курс в жизнь.
Таким образом, разработка стратегии политики, выбор оптимального политического курса осуществляют партии, общество. Государство же выступает эффективным инструментом реализации политики с помощью аппарата управления и принуждения, через законодательную власть и правосудие. Однако это возможно лишь в обществе с устоявшимися демократическими традициями. Если посмотреть на данную проблему в историческом плане, а также на современные недемократические государства, то выяснится, что до сих пор практически во всех странах взаимодействие политики и государства далеко не оптимально. И главное отклонение от оптимального варианта разделения функций в политике между партиями, обществом и государством состоит в том, что государство доминирует в сфере политики. Оно не" только реализует, проводит в жизнь стратегический политический курс, но и разрабатывает и определяет его, чем ущемляет политические права и свободы человека и Гражданина.