Понятие и виды политических процессов. Продолжение.

За исключением отдельных англоязычных стран (Велико­британия, США, Канада, Новая Зеландия и Австралия, где объеди­нившиеся в одной консервативной коалиции либералы и "агра­рии" противостоят лейбористам, что тождественно двухпартийной системе), большинство западных стран практикуют многопартий­ность в различном объеме: от 12 (Нидерланды) до четырёх (стра­ны Скандинавии) или трех (Бельгия, ФРГ, Австрия) партий. Про­межуточную ситуацию можно наблюдать в таких странах, как Италия или Франция. В Индии, Сенегале, Тунисе, Египте действу­ет система с господствующей партией. Иногда деятельность партий даже приостанавливается, запрещается или совсем отсутствует (Ливия, Саудовская Аравия и т. д.). В России нарождающаяся многопартийность пока не смогла оказать влияние на становле­ние и развитие государственности, еще не отражает соотношение сил в обществе.

Политический процесс находится в прямой взаимосвязи с идеологическим фактором.

Идеология формирует общественное сознание и устойчивые стереотипы восприятия окружающей дей­ствительности. Так, для России переходного периода характерно отсутствие общепризнанных идеологических ценностей. Обще­ственное сознание находится в состоянии ломки. Поэтому госу­дарственно-патриотическая идеология в России сегодня имеет целью: воспитание уважения к Конституции РФ и законам; фор­мирование позитивного отношения к труду, профессиональному мастерству, развитие потребности в творческом и ответственном отношении к выполнению обязанностей; приобщение к культур­ным ценностям, истории и традициям страны; утверждение норм гуманистической морали (честности, взаимовыручки, терпимости, уважения к людям различных национальностей и вероисповеда­ний); развитие чувства собственного достоинства, объективной самооценки, внутренней дисциплинированности и совести; разви­тие физических качеств, необходимых для выполнения служеб­ных обязанностей; соблюдение международных гуманитарных норм в мирное и военное время; заботу об окружающей среде.

Призыв Президента Российской Федерации к отечественной интеллигенции создать, сформировать общенациональную идею, государственную идеологию России встретил противоречивую реакцию: от обвинения главы государства в забвении конституци­онного положения об идеологическом многообразии и недопусти­мости установления какой бы то ни было идеологии в качестве государственной или обязательной (ст. 13 Конституции РФ) до предложений воспринять с теми или иными поправками "истинно русские охранительные ценности". Один из упреков в адрес ны­нешней власти — упрек в неспособности предъявить обществу убедительный набор ценностей и целей развития, внятных пред­ставлений о происходящем и будущем.

Содержательная сторона идеологии не может обойтись без патриотизма, являющегося вековой традицией, осознанием общ­ности интересов людей, веками живущих в обособленных отече­ствах, уважением к историческому прошлому своего народа, гор­достью за его достижения и горечью от неудач, бед и ошибок пред­ков и современников, активной деятельностью по созданию нового, прогрессивного, готовностью любить, защищать и отстаивать инте­ресы Родины.

Формирование патриотизма у народа — важнейшая предпо­сылка и условие строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Духовно-нравственный потенциал армии в структур­ном аспекте — это совокупность высших военных ценностей и соответствующих чувств, моральных норм и нравственных качеств, в которых выражаются готовность и способность воина (воинско­го коллектива) выполнить задачу по вооруженной защите Отече­ства. Российский воин должен твердо знать, за что он воюет, какие ценности защищает, каким святыням поклоняется.

Политический процесс проходит в своем развитии опреде­ленные фазы (зарождение, возникновение, конституирование, если говорить о политических системах, зрелость и полноценное функ­ционирование, дестабилизация, кризис). Развитие политического процесса демонстрирует всевозрастающую роль политики в каче­стве мощного орудия общественных сил, системообразующего звена всех социальных движений, а также самого существенного эле­мента в политике — политической власти.

Современное государство стремится мобилизовать всех граж­дан на реализацию национальных целей и устремлений. Народ участвует в политическом процессе, связанном с действием инсти­тутов и поведением граждан, представителей элит, которые могут поддерживать правящий режим или находиться в оппозиции к нему. В политическом процессе более активно участвуют предста­вительные социальные слои и движения, в том числе политичес­кие партии, профсоюзы, армия, студенчество и молодежь, нацио­нальные организации, конфессии, группы поддержки и давления, творческие союзы.

Драматические последствия перемен в России актуализиру­ют необходимость в разработке политического прогноза, сужде­ний о будущем политического процесса, в конвергенции положи­тельных элементов советского прошлого, периода реформ и зару­бежного опыта во всем его многообразии. Такая необходимость диктует острую потребность в сочетании теоретических исследо­ваний с прикладными разработками по выявлению потенциала России в ходе политического процесса в контексте как историчес­кого прошлого и сегодняшней действительности, так и прогнози­руемых мировых реалий XXI столетия.

Особенности политического процесса в современной Рос­сии.

Эти особенности определяются историческими традициями и своеобразием того периода развития, который переживает наша страна. Данный период лишь с определенными оговорками мож­но назвать переходным к некой абстрактной либерально-демокра- тической модели.

В России налицо следующие явления: распад традиционных социальных институтов и структур управления; социальная дез­ориентация, утрата нравственных ценностей и духовных идеалов; маргинализация значительных слоев населения; пробуждение низменных инстинктов и экстремизма; использование насилия для достижения политических целей; криминализация общественных отношений; фальсификация исторического прошлого; ослабление государственной власти и дискредитация ее органов; ущемление национального достоинства и развитие комплекса национальной неполноценности. Очевиден и разрыв между принятием доста­точно обоснованных и рациональных политических и правовых решений и последующим их исполнением. Это объясняется как отсутствием соответствующих правовых механизмов, так и низ­кой политико-правовой культурой, одним из элементов которой является традиционно сильный в нашем обществе правовой ниги­лизм.

Вся совокупность неразрешенных социальных, политических, правовых проблем препятствует формированию устойчивого об­щественно-политического консенсуса, без которого ни одна поли­тическая система не может считаться стабильной, приспособлен­ной к текущим потребностям общественного развития.

Анализ политических процессов в современной России во многом зависит от соблюдения следующих организационных ус­ловий:

1)  информационного обеспечения процесса реформ, без кото­рого невозможно ни прогнозировать социальные последствия но­вовведений, ни адекватно оценивать достигнутые результаты;

2)   установления приоритетности отдельных направлений ре­форм, последовательности реализации законодательных, органи­зационных и иных мер с учетом реальных перспектив их осуще­ствления ;

3)  организации социологического мониторинга, отслеживания и оценки результатов реформ;

4)   целенаправленности просветительской работы;

5)   изучения эффективности различных форм политического участия.

Страницы: 1 2 3

Обсуждение закрыто.

Интересно

Интересное в мире

Посещаемость ресурса

Яндекс.Метрика