б) Терроризм и политико-правовые средства борьбы с ним

Террор определяется как сознательное использование неле­гитимного насилия со стороны какой-то маноритарной группы (т. е. меньшинства), стремящейся тем самым достичь определенных це­лей, заведомо недостижимых легитимным способом. Официаль­но принятое в США, определение терроризма как "незаконного применения или угрозы применения... насилия против отдельных лиц и собственности для запугивания или шантажа правительств или сообществ... в политических или идеологических целях" пред­ставляется наиболее оптимальным.

Женевская конвенция 1937 г. о предупреждении терроризма и наказании за него фактически определяет "террористические акты" как "преступные действия, направленные против государ­ства, или имеющие целью терроризировать определенных лиц, или группы лиц, или население в целом".

Терроризм — это применение или угроза применения наси­лия, как правило, направленного против жизни людей.

Терроризм — это средство достижения политических целей, которые, по мнению тех, кто к нему прибегает, не могут быть дос­тигнуты обычными (законными) средствами.

Терроризм — это стратегия, которую обычно используют организованные группы в течение какого-то времени, в соответ­ствии с принятой программой.

Психологический смысл террора состоит не только и не столько в устранении конкретных лиц, сколько в наведении ужа­са на противника, приведении его в оцепенение. В роли против­ника может выступать все общество, целое государство или на­род. Главным мотивом, что порождает терроризм или действия, сходные с ним по своей природе и основным характеристикам, профессор Ю. Антонян полагает влечение отдельных людей к смерти, к уничтожению, которое столь же сильное, как и влечение к жизни. Террористические группы отличаются сложной струк­турой и групповой динамикой. Психологические характеристики отдельных террористов находятся в диапазоне от эмоциональной неразвитости и пограничных состояЦий до выраженной патоло­гии.

Первые террористы появились еще в древности. От рук убий­цы нал царь Филипп, отец Александра Македонского. Целая ве­реница римских императоров: Юлий Цезарь, Калигула, Домини- циан, Пертаникс и многие другие были убиты. В более поздние времена убийцы расправлялись с королями и князьями, могуще­ственными властителями и известными военачальниками, высоко­поставленными духовными особами. Убийство Андрея Боголюб- ского (1174 г.), свержение и ослепление московского великого князя Василия II (1446 г.), убийство Папы Римского Иоанна VIII (882 г.).

В средние века на Востоке появилась мусульманская секта ассасинов. Создав непреступные горные крепости на северо-запа­де Ирана, "горные шейхи" рассылали своих агентов-убийц по все­му миру с целью "корректировки" политики государств евразий­ского региона и держали многих правителей в страхе вплоть до XIII в.

Жертвами убийц в конце XIX — начале XX в. стали рус­ский император Александр II, король Италии Умберто I, порту­гальский король Карлуш I, наследный принц Луи Филипп, авст- ро-венгерская императрица Елизавета, кронпринц Австро-Венг­рии Франц-Фердинанд, премьер-министр Испании генерал Хуан Прим, премьер-министр России Г1. Столыпин. Террористы уби­ли четырех президентов США: Авраама Линкольна, Джеймса Гарфилда, Уильяма Мак-Кинли, Джона Кеннеди. Двух фран­цузских президентов: Сади Карно (1894 г.), Поля Думера (1932 г.).

XX век вошел в историю не только двумя мировыми война­ми, но и всплеском жестокости в самых разных странах. В Ин­дии три политических деятеля по фамилии Ганди были убиты террористами: Махатма Ганди (1947 г.), Индира Ганди (1984 г.), Раджив Ганди (1991 г.). Среди убитых государственных деяте­лей оказались министр иностранных дел Германии Вальтер Ра- тенау и польский президент Габриэль Нарутович (1992 г.), юго­славский король Александр и французский министр иностран­ных дел Луи Барту (1934 г.), премьер-министр Цейлона (Шри- Ланка) С.Бандаранаике (1959 г.), премьер-министр Конго Н. Лу- мумба (1961 г.), президенты Чили С. Альенде (1973 г.), Бангла­деш М. Рахман (1975 г.), Конго М. Нгуаби (1977 Г.), американ­ский сенатор Роберт Кеннеди (1968 г.), итальянский премьер- министр Альдо Моро (1978 г.), египетский президент Анвар Садат (1981 г.), президент Гренады М. Бишон (1983 г.), глава шведско­го правительства Улоф Пальме (1986 г.), премьер-министр Из­раиля Ицхак Рабин (1995 г.) и многие другие. Политическое насилие широко распространено в странах "третьего мира"; до­статочно вспомнить гибель президентов Руанды и Бурунди в апреле 1994 г. В 1996 г. талибами был убит президент Афганис­тана Наджибула.

Статистика за последние сто лет показывает, что-из 80 терак­тов, совершенных за последнее время против первых лиц госу­дарств, 64 достигли цели.

В станах Ближнего Востока, Англии, Испании, Франции, США, Чечне террор давно стал нормой жизни. Причем все последние теракты прогремели на весь мир: взрывы в Мировом торговом центре, Федеральном здании в Оклахома-Сити и в Парке столе­тия Олимпийских игр в Атланте; применение боевого отравляю­щего вещества нервно-паралитического действия зарина в токий­ском метрополитене.

В последние годы частыми стали захваты самолетов. С 1990 по 1994 г. на воздушном транспорте в мире было совершено 163 угона и попыток захвата воздушных судов террористами, в сред­нем по 33 случая в год. С октября 1958 г. до конца 1993 г. в СССР произошло 111 случаев воздушного терроризма, причем примерно половина из них — начиная с 1990 г..

Заложниками становятся и пассажиры морских судов, авто­бусов.

Терроризм превращается в повседневность мировой действи­тельности. За минувшие 20 лет в мире совершено около 40 ты­сяч терактов, или по 2 тысячи ежегодно, или по 6 ежедневно. Глобальная причина активизации международного терроризма со­стоит в коренной перестройке всей идеологической структуры мира и международных отношений, в частности. В исследованиях Т. Ар­нольда, М. Кеннеди, П. Дженка, Б. Дженкиса международный терроризм квалифицировался как новый вид войны, которая пре­вратила весь мир в арену сражений. По мнению П.Альмака, в уходящем столетии чуть ли не в четыре раза больше жертв, чем все войны XX в. человечеству принес геноцид. В мирное время в разных государствах мира было истреблено 170 миллионов чело­век.

Национальный терроризм мы уже на протяжении десятиле­тий наблюдаем в стране басков, Югославии, Северной Ирландии, Кипре, Израиле, Индии, Иране и др. Проблема национального терроризма еще долгое время будет одной из центральных на политической авансцене государств бывшего СССР. Нацио­нальный терроризм в России в силу исторических и иных при­чин будет подогреваться принципиальной неразрешимостью тер­риториальных проблем.

Во внутреннем плане наиболее опасной представляется ситу­ация на Северном Кавказе. Процессы в Чеченской республике указывают на то, что в обозримой перспективе проблема "чечен­ского терроризма" будет наиболее актуальной в российских усло­виях.

14 сентября 1996 г. в госпитале в с. Новые Атаги были убиты шесть сотрудников Красного Креста. В результате взрывов и те­рактов в Армавире, Пятигорске, Каспийске, Минеральных Водах, Волгограде, Чечне, Дагестане, Северной Осетии, Ингушетии погиб­ли и ранены десятки человек. Террор становится основным сред­ством политической борьбы в ряде регионов.

Россия продолжает удерживать трагическое лидерство по числу смертей журналистов. За последние пять лет статистика убийств и взятия в заложники представителей СМИ неуклонно растет. Если в 1991 г. было убито двое и двое пропали без вести, то в 1995-м число убитых и пропавших без вести достигло 34. По данным Фонда защиты гласности, в Таджикистане за четыре года убит 41 журналист, несколько корреспондентов пропали без вести. За все время войны в Чечне начиная с 26 ноября 1994 г. погибли 19 журналистов и 10 пропали без вести.

Провокационные действия против российских объектов в Крыму, Прибалтике, захваты в заложники военнослужащих в "го­рячих точках" свидетельствуют о том, что радикальные фракции национального движения готовы прибегнуть к терроризму в каче­стве метода давления на власти России.

В качестве крайней, радикальной ответной меры на террорис­тические действия, особенно приграничного характера, могут ис­пользоваться военные средства.

Тактика обстрела южноливанских территорий, где находят­ся базы палестинских и проиранских военизированных органи­заций, в ответ на осуществление терактов в северных районах страны, используемая израильскими властями; налет американ­ской авиации на Ливию в 1986 г. являются наиболее яркими примерами использования армии в антитеррористических мероп­риятиях.

Часто носителем террора выступает религиозное меньшин­ство. Например, в ряде стран (Испания, Индия и др.) политичес­кие группировки, представляющие религиозные меньшинства, не признают легитимности существующих режимов и ведут против них вооруженную борьбу. Только на счету баскской террористи­ческой организации ЭТА более 700 убитых за 26 лет "освободи­тельной борьбы".

Общество волнует террористическая активность воинствую­щих исламских групп, охватившая в последние годы все новые и новые страны (США, Аргентину, Россию, Францию, Италию). В од­ном случае речь идет о свержении правящего светского режима (Алжир, Египет, Марроко), в другом — о поддержке сепаратист­ских движений (Россия, Индия, Филиппины), в третьем — о борьбе против "врагов ислама", воплощенных в двух, по словам Хомейни, "сатанах" — США и евреях (Израиль, США, Англия, Аргенти­на).

Реальностью современной жизни становится использование террористических средств для достижения политических целей. В условиях политического кризиса предсказуемы насильствен­ные, в том числе и террористические действия в отношении поли­тических оппонентов со стороны наиболее радикально настроен­ных сил.

Особенностью природы современного политического терро­ризма является то, что главная цель деятельности, в отличие от прошлого, заключена не столько в устранении конкретного высо­копоставленного лица, сколько в общественном резонансе терро­ристического акта. Функция устрашения все более отчетливее становится доминирующей.

Одна из наиболее распространенных "разновидностей" тер­роризма — политический экстремизм под ореолом борьбы за са­моопределение. Так, Ирландская республиканская армия ведет террористическую борьбу, требуя воссоединения британской про­винции Ольстер с Ирландией. В Испании Баскская террорис­тическая организация выступает за решение "территориального вопроса" и присоединение к провинции соседнего района На­варра.

Сейчас в мире известность приобрел идеологический терро­ризм. Его носителем являются представители групп, которые ис­поведуют идеологию меньшинства, исходящую из того, что суще­ствующий режим реакционен, преступен, вреден и незаконен, дав­но отжил свое.

Катастрофичность терроризма для российского общества обусловлена реальной угрозой использования экстремистами средств массового поражения: приобретение и экспорт по ком­мерческим каналам компонентов химического и бактериологичес­кого оружия, похищение радиоактивных материалов, случаи уг­роз совершения террористических актов на АЭС и других ядер­ных объектах.

Широкое распространение приобретает криминальный тер­роризм. "К сожалению, можно констатировать новую фазу рос­сийской преступности — этап легализации и вхождения во власть. Особенностью российской организованной преступности является активное использование методов'уголовного терроризма для уст­рашения власти и конкурентов, достижения других целей", — подчеркивал министр внутренних дел РФ С. Степашин. Ежегод­но в России совершается до 12 миллионов преступлений. Более полумиллиона людей гибнет от насилия, умирает неестественной смертью. Убийства в России сегодня происходят в два раза чаще, чем в США, в пять раз чаще, чем во Франции и Германии, в 22 раза чаще, чем в Японии.

Борьба между международным сообществом и террористами идет пока с переменным успехом.

Задержаны многие известные преступники, судебные процес­сы над которыми привлекают внимание миллионов людей. Но на место убитых или осужденных террористов нередко встают но­вые, и все начинается сначала. Очевидно, что только координация действий всех государств, желающих бороться с терроризмом, по­зволит эффективно противостоять этой опасности. Свидетельством этому являются: освобождение Израилем 105 заложников в Уганде в 1976 г., 86 пассажиров в Сомали в 1977 г. немецкими десантни­ками, 140 заложников в резиденции японского посла в Лиме в 1977 г. и др. Драматическую эпопею с захватом заложников пере­жила Перу. Теракт в Лиме подтвердил необходимость междуна­родного сотрудничества в борьбе с терроризмом во всех его фор­мах и проявлениях.

Цивилизованный мир в общем-то только сейчас начинает всерьез размышлять о единении усилий в борьбе с терроризмом. Хотя полное взаимопонимание на политическом и тем более на юридическом уровне — еще где-то впереди. Предстоят усилия по реализации авторитетных, но в сущности пока чисто номиналь­ный) заявлений лидеров ведущих мировых держав о формирова­нии единого фронта против терроризма.

Некоторые принципиальные основы международного права в области антитеррористической деятельности разрабатывались еще до второй мировой войны. В Лиге Наций были подготовлены тексты двух конвенций (о предупреждении терроризма в между­народном уголовном суде), но в силу они не вступили. В послед­нее десятилетие в рамках ООН был принят ряд договоров, в кото­рых оговорен механизм взаимодействия государств по борьбе с терроризмом на суше, на море и в воздухе. В том числе обязатель­ства государств — участников соглашений подвергнуть уголов­ному преследованию террористов или передавать их правоохра­нительным органам других стран.

За период своего существования ООН приняла не один деся­ток резолюций, направленных против международного террориз­ма, в которых отмечается, что питательной средой для него явля­ются попирание законных прав и интересов суверенных государств и народов, иностранная военная интервенция, расизм и т. д. В 1976 г. при Европейском Союзе был создан специальный коорди­нирующий орган по борьбе с терроризмом — ТРЕВИ. С 1987 г. в его работе принимают участие также США, Канада и Австра­лия.

Декларация о мерах по ликвидации международного терро­ризма, принятая ООН в 1994 г., четко определяет, что преступные акты, рассчитанные на создание обстановки террора, не могут быть оправданы никакими политическими, идеологическими, философ­скими, религиозными, этническими соображениями.

Одним из сложных в практике противодействия терроризму является информационный аспект, т. е. место и роль СМИ во время террористических инцидентов. "Среди факторов, способ­ствующих как росту, так и сенсационности инцидентов, следует отметить успехи террористов в получении широкой рекламы и оказании влияния на возможно более многочисленную аудито­рию", — говорится в разделе "Терроризм в СМИ" в докладе правительственной группы по борьбе с терроризмом в США1.

На нынешнем этапе все большую активность приобретает и международное сотрудничество, которое позволяет решать две крупные задачи: консолидировать усилия международного сооб­щества по противодействию терроризму и пресекать попытки про­никновения представителей зарубежных и международных тер­рористических центров на территорию России. Проблемы такого сотрудничества наиболее актуальны в рамках Содружества Неза­висимых Государств.

Налажено тесное взаимодействие с Министерством иностран­ных дел и Службой внешней разведки. Через внешнеполитичес­кое ведомство систематически доводится до сведения междуна­родного сообщества позиция России, а получаемая информация учитывается при организации мероприятий по предупреждению актов терроризма со стороны зарубежных экстремистских груп­пировок.

Перечисленные проблемы могут быть решены на пути выпол­нения Указа Президента РФ от 7 марта 1996 г. о мерах по усиле­нию борьбы с терроризмом. Исполнение его положений возложе­но на различные министерства и ведомства России. По сути, в нем обозначены направления работы Российского государства по про­тиводействию такому опасному явлению, как терроризм. Уже при­няты федеральные законы, регулирующие деятельность правоох­ранительных органов, закон об оперативно-розыскной деятельно­сти и другие. По постановлению Правительства РФ от 16 января 1997 г. № 45 создана межведомственная антитеррористическая комиссия, критерий оценки ее работы один — реальный уровень безопасности личности, общества, государства. Данная комиссия является координационным органом, обеспечивающим взаимодей­ствие федеральных органов исполнительной власти при осуще­ствлении антитеррористической деятельности и пресечении актов терроризма. Ее задачи таковы: разработка и осуществление ме­роприятий в области выявления и пресечения террористической деятельности; внесение в Правительство Российской Федерации предложений по формированию системы мер по обеспечению бе­зопасности и защиты населения от терроризма; осуществление контроля за выполнением федеральными органами исполнитель­ной власти законодательства Российской Федерации по вопросам борьбы с терроризмом; координация взаимодействия федераль­ных органов исполнительной власти субъектов Российской Феде­рации и органов местного самоуправления в борьбе с террориз­мом.

Даже политики пользуются гаджетами облегчающими жизнь

Страницы: 1 2

Обсуждение закрыто.

Интересно

Интересное в мире

Посещаемость ресурса

Яндекс.Метрика