С обретением Россией самостоятельности началось становле­ние постсоциалистической государственной власти. Этот процесс идет трудно, противоречиво, сопровождается большими издержка­ми, ибо новая государственная власть пока неудовлетворительно выполняет свои многочисленные функции. Почему?

Во-первых, не было обоснованной программы преобразова­ния ни общества, ни государственности. Обнародованная Прези­дентом РФ Программа действий на 1996 — 2000 годы "Человек, семья, общество, государство" осталась в значительной степени декларацией.

Во-вторых, между прежней и создаваемой государственнос­тью почти не сохранилось исторической преемственности: по сути произошло полное отрицание прошлого. А между тем стройная система Советов была неплохо приспособлена к управлению круп­ным государством. Другое дело, что Советы подменялись парт­номенклатурой. Истинная политическая мудрость как раз и со­стояла бы в том, чтобы совершенствовать систему Советов, а не разрушать ее. Новая система государственного управления вряд ли качественно превосходит прежнюю: она громоздка, ее звенья слабо скреплены системообразующими связями, государственные органы неуверенно взаимодействуют с органами местного само­управления и т. д. Словом, подтверждается правило: кто много сил затрачивает на разрушение, у того их не хватает на созида­ние.

В-третьих, огромный вред обществу и государству причинили мифы правых либералов об автоматическом оздоровлении нашей кризисной экономики с помощью рынка и обезличенного монета­ризма. Обществу, народу была навязана ложная альтернатива: или прежняя государственно-директивная экономика, или так на­зываемый чистый, независимый от государства рынок. Эта губи­тельная для страны альтернатива послужила принижению роли государственной власти, ее ослаблению.

В-четвертых, не была разработана научно обоснованная кад­ровая политика формирования государственного аппарата. На первых порах в государственном аппарате места старой номен­клатуры часто занимала такая же номенклатура, но более низ­кого ранга. К рычагам власти пришло также немало "новых демократов" — нередко самоуверенных дилетантов, далеких от жизни и готовых проводить самые сомнительные эксперимен­ты.

В-пятых, катастрофический спад промышленного и сельско­хозяйственного производства, массовое обнищание населения су­щественно подорвали экономическую и социальную основы рос­сийской государственной власти, до крайности ослабили государ­ственное управление.

Вот уже четыре послания Президента Федеральному Собра­нию Российской Федерации посвящены проблемам российской го­сударственности, но кризис ее пока неуклонно углубляется. В мартовском 1997 г. послании "Порядок во власти — порядок в стране" российская государственная власть подвергнута жесткой критике: "Безволие и равнодушие, безответственность и некомпе­тентность в решении государственных проблем — так сегодня оценивается российская власть... Она скорее суетится, чем уп­равляет. Чаще имитирует деятельность, чем действует. Именно власть обязана смягчать издержки преобразований. Мы этого не сделали".

Только вот непонятно, почему российская власть стала такой и кто в этом виноват. Президент считает, что значительная доля вины лежит на тех руководителях предприятий, "которые не мо­гут организовать работу в новых условиях и не хотят этому учить­ся".

Укрепление российской государственной власти — требова­ние времени, неотложная необходимость. В этом заинтересованы общество, все партии и политические движения, общественные организации и ветви власти. Только в активном и сильном госу­дарстве они могут рассчитывать на гарантированную реализацию своих интересов, а органы государства — направить свою энер­гию на благо народа.

Сильная, активно функционирующая государственная власть — важнейшее условие выхода страны из экономического кризиса и продолжения преобразований. Без нее не утвердится социально ориентированный рынок, не могут быть надежно защи­щены все формы собственности, не реализуют свои ценности де­мократия и самоуправление, не возродятся российская наука, куль­тура, не установятся справедливость и нравственность. Лишь силь­ная государственная власть способна вести успешную борьбу с преступностью, обеспечить гражданам России безопасность и спо­койствие. Прочное и могучее Российское государство — самый надежный и реальный гарант стабильности на всей территории бывшего Союза, надежной обороноспособности страны, поддержа­ния мира в мировом сообществе.

"Только сильная власть, принимающая разумные решения и способная обеспечить их эффективное исполнение, в состоянии выполнить свои обязанности: дать гарантии для активности силь­ных и достойно поддержать слабых, обеспечить развитие культу­ры, образования и науки, реформировать Вооруженные Силы, стать естественным и надежным центром интеграции для партнеров по СНГ, отстоять российские национальные интересы", — именно так Президент в своем послании Федеральному Собранию сфор­мулировал основную задачу государства.

Страницы: 1 2

Обсуждение закрыто.

Интересно

Интересное в мире

Посещаемость ресурса

Яндекс.Метрика