Проблемы становления и укрепления государственной власти в Российской Федерации. Продолжение.

Проблемы укрепления российской государственности и ост­роактуальны, и весьма сложны. Здесь мы затронем лишь некото­рые их аспекты.

Во-первых, необходимо выяснить и устранить причины и ус­ловия, вызвавшие ослабление государственной власти. В част­ности, без оздоровления экономики, усиления начал социальной справедливости все пути укрепления власти будут, пожалуй, зак­рыты.

Во-вторых, требуется вернуть государственной власти, ее орга­нам доверие народа. В последние годы органы государства, и прежде всего высшие, бездарно теряли доверие народа, вследствие чего ослабевала их социальная легитимность и поддержка. И только когда возмущение широких народных масс приняло угрожающие размеры, лишь тогда в высших эшелонах власти стали принимать­ся, хотя и не всегда адекватные, ответные меры. В своем февраль­ском 1998 г. послании Федеральному Собранию РФ Президент как аксиому отметил, что подъем в России невозможно обеспечить без эффективной власти, работающей на принципах служения об­ществу, а не самой себе. Ответственность за общее дело он возло­жил не только на Президента и Правительство, но и на депутатов, судей, руководителей органов власти субъектов РФ, органов мест­ного самоуправления.

В-третьих, давно назрела необходимость в разработке про­граммы государственного строительства. При ее разработке надо учитывать, что первоосновой российской государственности были и остаются державность, народность, духовность, патриотизм и ведущая роль русского народа в управлении государством.

Эффективность функционирования государственной власти во многом зависит от профессионализма работников государствен­ного аппарата. Постоянное совершенствование государственного аппарата — объективная потребность времени. Чтобы оправдать свое назначение, качественно выполнять свои функции, госаппа­рат призван действовать четко, обеспечивать квалифицированное и своевременное решение всех вопросов, отнесенных к его веде­нию.

Хорошо отлаженный государственный аппарат является ито­гом кропотливой работы по его рационализации, нахождения оп­тимальных структур управления, устранения излишних звеньев, улучшения организации и технического оснащения управленчес­кого труда.

Наука и практика выработали следующие меры по совер­шенствованию государственного аппарата: 1) сокращение госу­дарственного аппарата и расходов на его содержание с целью обеспечения оптимального численного соотношения между уп­равляющими и управляемыми (с учетом того факта, что госаппа­рат имеет тенденцию к самовозрастанию); 2) повышение ответ­ственности должностных лиц за порученное дело, выработка та­кого стиля работы, в котором сочетались бы компетентность, дис­циплинированность и смелая инициатива; 3) создание норматив­ной и стимулирующе-организационной основы для повышения квалификации и оценки труда государственных служащих; 4) точная и четкая правовая регламентация компетенции, функций каждого органа, его внутренних подразделений; 5) внедрение на­учной организации управленческого труда; 6) установление осно­ваний и процедуры привлечения к дисциплинарной и материаль­ной ответственности государственных служащих; 7) усиление контроля и проверки исполнения, всемерное укрепление испол­нительской дисциплины; 8) введение антикоррупционных меха­низмов (строго обязательная декларация доходов и контроль за чрезмерными расходами государственных служащих, их аттеста­ция и конкурсный отбор и др.).

В мартовском 1997 г. послании Президента РФ Федераль­ному Собранию говорится: "Настоящим бичом остается необос­нованное раздувание штатов. С 1991 г. общая численность госу­дарственного аппарата возросла в полтора раза. Особенно это проявляется на региональном уровне". Разбухание государствен­ного аппарата — это верный признак его загнивания, бюрократи­зации, снижения уровня государственного управления. С 1991 г. объем промышленного и сельскохозяйственного производства снизился в стране более чем на 50%, а численность государствен­ного аппарата возросла в полтора раза. Это означает, что бал здесь правит стихия.

Крайне неэффективным остается контроль за качеством уп­равления, за исполнительской дисциплиной, хотя в стране суще­ствует множество ведомственных и вневедомственных' контроли­рующих органов. Это и не удивительно. Историческая практика давно доказала, что контроль государственных органов за госу­дарственными органами, как правило, не может быть действенным, поскольку и контролирующие, и подконтрольные органы подвер­жены аппаратным болезням — бюрократизации, безответственно­сти, коррупции. В нашей стране аппарат исполнительной власти как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации выведен из-под контроля и представительных органов, и народа. Отсюда — невиданный разгул коррупции, чиновничьего произво­ла.

Страницы: 1 2

Обсуждение закрыто.

Интересно

Интересное в мире

Посещаемость ресурса

Яндекс.Метрика