Со времен появления письменной истории человечества (около 2500 лет тому назад) последнее пережило примерно 1600 воору­женных конфликтов. По некоторым подсчетам, за последние 5600 лет велось более 14500 войн, т. е. по 2,6 войны в год. Но никто не подсчитывал, сколько было мирных лет.

В истории впервые "человеческими" глазами на войну взгля­нул Фукидид. Геродот писал о ней с точки зрения божественного промысла, а Фукидид различал причины и повод войны, пожалуй, он впервые поставил вопрос о связи войны с политикой. Платон и Аристотель рассматривали войну как "часть искусства полити­ческого". Л. Морган, Ф. Энгельс указывали, что первобытные войны не имели политического содержания. Они были определенной сто­роной производственной, трудовой деятельности, самой жизни, об­раза жизни. Война как социально-политическое явление возник­ла, когда появилась политика, а вместе с ней и государство.

Чем больше войны охватывали мир, тем сильнее проявлялась потребность в глобальном мирном устройстве. Црудон отмечал, что война и мир составляют непременные условия жизни наро­дов: мир предполагает войну, война предполагает мир.

Основатель позитивизма О. Конт обосновал мысль о том, что в его время войны стали анахронизмом, наступила эпоха, когда серьезные и продолжительные войны должны полностью исчез­нуть у лучшей части человечества.

Люди должны иметь возможность жить, чтобы делать исто­рию, писал К. Маркс, а вот эту возможность у них как раз отнима­ет война. Поэтому уже в конце XIX в. Ф. Энгельс пришел к выводу, что современная ему война исчерпала свои созидательные возможности и не может служить интересам прогресса.

Любая война начинается задолго до ее объявления. Ей пред­шествует идеологическая и психологическая обработка населения официальными пропагандистскими структурами, внушающими народу мысль о необходимости и неизбежности грядущей войны. Объявляя свои цели благородными и справедливыми, а цели по­тенциальных противников — низменными и корыстными, пропа­ганда каждой из сторон — участниц будущей войны закладывает в сознание своего народа образ врага, воскрешая старые обиды и выискивая новые, на которые можно опереться в современной си­туации. Психология "свой -- чужой" в кризисный период обо­стряется до предела, проходя путь от высокомерно-пренебрежи- тельного отношения до полного неприятия иной культуры, носи­телем которой является враг.

В понимании немецкого военного теоретика Карла фон Кла­узевица (1780 — 1831) война не есть самостоятельное, не завися­щее от общественного развития явление, она представляет собой политический акт, серьезное средство для достижения полити­ческой цели. Она вытекает из политического положения и вы­зывается лишь политическими мотивами. Данное Клаузевицем знаменитое определение войны гласит так: "Война есть не что иное, как продолжение государственной политики иными сред­ствами".

В политологии война определяется как организованная во­оруженная борьба между социальными классами, нациями, наро­дами или государствами. Переход социального конфликта в ста­дию вооруженной борьбы выражается в том, что каждая из сторон стремится силой оружия навязать свою волю противнику, для чего наносит разрушительные удары по его людскому и материально­му потенциалу. Как правило, для достижения поставленных в войне целей вооруженное насилие дополняется также экономическими, дипломатическими, идеологическими и другими средствами дав­ления .

Война влияет на изменение целей и задач политики; испыты­вает жизнестойкость и жизнеспособность конкретной социально- политической системы; вызывает изменения во всех сферах жиз­ни общества, обостряет протекающие в них процессы, переводит общество в новое качественное состояние.

Война — социальное явление, представляющее собой одну из форм разрешения общественных противоречий между государ­ствами, народами, нациями, классами и социальными группами средствами вооруженного насилия. Сущность войны заключается в том, что она является подлинным орудием политики, ее продол­жением насильственными средствами. Политика определяет на­правленность и характер подготовки государства или коалиции государств к войне, формулирует цели и задачи войны, определяет ее средства, направляет материальную подготовку к войне и т. д.

Как форма социального конфликта война сопровождает всю историю развития мирового сообщества. Наша эпоха также не составляет исключения, ее облик определялся в значительной мере вооруженными столкновениями, в том числе двумя мировыми вой­нами. Вообще же за последние пять с половиной тысяч лет в мире состоялось примерно 14,5 тыс. больших и малых войн, в ходе которых погибло, умерло от голода и эпидемий свыше 3,6 млрд. человек.

Империализм принес народам планеты две страшные миро­вые войны. В первой мировой войне участвовали 33 страны с населением в 1,1 млрд. человек (около 62 % тогдашней численно­сти человечества). Так называемые безвозвратные людские поте­ри составили 25 млн. человек, в т.ч. 9,5 млн. погибших на поле боя, 0,5 млн. — от бомбардировок, 10 млн. — от голода и эпиде­мий.

Во второй мировой войне участвовали 62 страны с населени­ем 1,7 млрд. человек (свыше 78 % всего населения Земли на тот период), безвозвратные потери достигли 55 млн. человек. На ноле боя погибло 27 млн. военнослужащих, в тылу от бомбардировок — 1,5 млн., в концлагерях — 11 млн., в партизанской борьбе более 2 млн., от голода и эпидемий 1 млн. человек.

Безвозвратные потери нашей страны во второй мировой вой­не оцениваются теперь в 27 млн. Раньше они оценивались в 20 млн., и поскольку цифра по СССР пересмотрена в сторону увеличения, то должна быть пересмотрена и общемировая.

Безвозвратные потери в 87 млн. только за две мировые вой­ны.

Как показывает исторический опыт, особой ожесточенностью и жестокостью характеризуются гражданские войны.

В своем исследовании войн К. Райт пришел к выводу, что из 278 войн, имевших место в период с 1480 по 1941 г., 78 (или 28 %) являлись гражданскими. А в период 1800>—1941 гг. одна граж­данская война приходилась на три межгосударственные войны.

По данным германских исследователей, за период с 1945 по 1985 г. в мире произошло 160 вооруженных конфликтов, из кото­рых 151 приходится на страны третьего мира. По их подсчетам, за этот период только 26 дней мир был свободен от какого-либо конфликта. Общее число погибших в этих конфликтах составило от 25 млн. до 35 млн. человек. В целом можно сказать, что коли­чество классических межгосударственных войн фактически умень­шается, в то время как число внутригосударственных конфликтов и войн возрастает. С 1945 по 1982 г. в Азии, Африке и Латинской Америке произошло 148 "малых войн". По мере того, как угроза глобальной войны отходит на второй план, становится все более явственнее то, что мир вступает в пору "малых войн" и регио­нальных конфликтов. Военные операции США "Буря в пустыне", "Лис в пустыне" против Ирака (1990-1991, 1997-1998 гг.), опе­рации НАТО в Боснии и Герцеговине, применение военной силы против боснийских сербов (1993 — 1995, 1999 гг.) война в Югосла­вии подтвердили реальность силового решения в международных спорах.

Новый тип войны — это война эпохи информационного им­периализма — колониализма, где дестабилизация и "хаос в уп­равлении" того или иного государства осуществляется сознатель­но и целенаправленно. Технологии, этапы новой войны с упором на информационный колониализм закладывались с момента по­беды большевиков в 1917 г., обрели четкие директивы СНБ (США) 1942 — 1945 гг., начиная со знаменитой инструкции 2001 от 17 де­кабря 1945 г. А. Даллеса по уничтожению новыми средствами самого непокорного на земле народа. Затем были директивы СНБ 1948—1951, 1957, 1968, 1980-х гг., где сочетание всех средств новой войны было доведено до открытого вмешательства на всех уров­нях во внутренние дела стран Восточной Европы, СССР, Кубы, КНДР и др. В 1995 г. Клинтон скажет: "Расшатав идеологичес­кие основы СССР, мы сумели бескровно вывести из войны за ми­ровое господство государство, составляющее основную конкурен­цию Америке".

Отказ от глобальной военной и идеологической конфронта­ции, заявления о прекращении "холодной войны" и начале эры партнерства не привели к радикальным" изменениям в арсенале средств разрушения межгосударственных, национально-этничес­ких, религиозных и иных противоречий, не исключили войну из этих арсеналов. Признавая на словах приоритет политических аргументов, ведущие государства Запада на деле продолжают со­вершенствовать военно-силовые средства, делают на них ставку в достижении своих политических целей в определяемых по соб­ственному усмотрению "зонах жизненно важных интересов". Наи­более показательным свидетельством неизменности подхода ряда ведущих западных государств к войне как продолжению полити­ки иными, насильственными средствами, является решение о рас­ширении военного блока НАТО на восток.

НАТО продолжает наступать и расширяться. Более того, оче­редь на вступление уже расписана на много лет вперед — вступ­ления в НАТО уже ожидают Эстония, Латвия, Литва, Болгария и Румыния.

По данным социологических опросов 76 % жителей стран — членов Североатлантического альянса потенциально готовы к войне с нами, так как считают, что НАТО должна расширяться несмотря на мнение России.

Ракетно-ядерное оружие в определенной степени разорвало связь между политикой и войной, сделало устаревшей парадигму военно-политической конфронтации между великими державами, поскольку разумная политика, призванная реализовать на между­народной арене национальные интересы, не может допускать при­менения ядерного оружия, обладающего чудовищной силой разру­шения.

Появление ядерного и термоядерного оружия и средств ,его доставки довело роль и место войны в жизни цивилизации до ее логического конца. Возникла настоятельная необходимость, что­бы законы нравственности, которыми должны руководствоваться простые люди во взаимоотношениях между собой, стали законами международного права.

  1. Мир характеризуется отсутствием войны. Война и мир одновременно существовать не могут: либо война, либо мир. В го­ды "холодной войны" между СССР и США не было войны, одна­ко данное состояние можно назвать перемирием, мирным сосуще­ствованием, но отнюдь не миром. Хотя вечный мир есть, может быть, недосягаемый идеал, но это идеал, к которому стремится че­ловечество в своем развитии и к которому оно может и должно приближаться. Приходится с сожалением констатировать, что к этому идеалу на пороге XXI в. мы если и приблизились, то нена­много.
  2. Мир — это отсутствие вооруженного насилия, которое на международной арене наиболее часто выступает в форме войны; такое состояние, между государствами и их союзами, которое пол­ностью исключает вооруженное насилие из практики межгосу­дарственных отношений.
  3. Мир — это такое состояние в отношениях между государ­ствами, которое, не содержит в себе противоречий, являющихся возможной причиной следующей войны.

Периоды отсутствия вооруженного противоборства в исто­рии цивилизации нельзя с полным основанием назвать периодами мира, ибо в это время шла усиленная подготовка к новой войне, оставались противоречия, являющиеся неизбежным источником новой войны.

  1. Мир как состояние мирового сообщества может быть достигнут путем достижения приемлемого баланса интересов субъек­тов международных отношений, который исключает наличие про­тиворечий, могущих привести к войне.

Ленинские принципы мирного сосуществования произвели переворот во всей существовавшей многие десятилетия буржуаз­ной системе международных отношений. Постоянно возрастав­шая мощь мирового социализма, внедрение им в отношения с го­сударствами с различными общественными системами принципов мирного сосуществования позволили прервать сложившееся ве­ками представление, что мир — это лишь передышка между вой­нами ради раздела, а затем и передела мира в интересах капитали­стических хищников.

Еще на II конгрессе I Интернационала (сент. 1867 г.) была вынесена резолюция, в которой говорилось: "Мир, являясь пер­вым условием всеобщего благосостояния, должен быть в первую очередь закреплен порядком вещей, не допускающим более деле­ния общества на два класса, из которых один эксплуатирует дру­гой".

Политика является тем общим, что соединяет войну и мир в целостную систему, раскрывающую формы взаимоотношений между государствами.

  1. Мир является продолжением и результатом политики го­сударства на международной арене. От социальной направленно­сти этой политики, ее субъектов в конечном счете зависит и на­ступление мира, и характер этого мира. То есть мир есть продол­жение именно той политики, которая велась противниками до и в ходе войны.
  2. Важнейшей характеристикой и чертой мира во взаимоот­ношениях государств является его правовое закрепление в дого­ворах, соглашениях и т. д. Вне договорной основы, регламентиру­ющей характер и способы взаимоотношений между странами, не существует правовой основы для мира.

Поскольку Устав ООН безоговорочно запрещает обращение государств к войне как средству разрешения международных спо­ров, постольку вооруженное нападение, совершенное им с соблю­дением требований Третьей Гаагской конвенции 1907 г. об объяв­лении войны, не становится от этого правомерным. Само объявле­ние войны, даже не сопровождаемое открытием военных действий, должно рассматриваться как неправомерный акт, как угроза во­оруженного нападения.

Принцип мирного разрешения международных споров, за­крепленный в Уставе ООН, является одним из основных принци­пов современных международных отношений. Устав ООН обя­зывает государства разрешать свои споры мирными средствами. Стороны могут передать свои споры для мирного разрешения в Совет Безопасности (п. 1 ст. 37, ст. 38), Генеральную Ассамблею (п. 2, ст. 11) и Международный Суд (п. 3 ст. 36 Устава ООН и п. 1 ст. 36 Статута Суда). В отдельных случаях Совет Безопасно­сти и Генеральная Ассамблея могут поручать Генеральному сек­ретарю ООН выполнение некоторых посреднических функций под строгим контролем указанных политических органов ООН.

В современных условиях все отчетливее вырисовывается ряд тенденций, свойственных западной военной политологии.

  1. Она содержит концептуальные положения тех ученых, ко­торые, оценивая бесперспективность военной конфронтации в меж­дународных отношениях, выступают за приоритетность решения конфликтов политическими средствами (Ч. Осгуд, Р. Макнамара, X. Бете, Ч. Моснос, Р. Стилвелла).
  2. Эта тенденция проявляется в идеях, обосновывающих не­обходимость прекращения наращивания вооружений и заключе­ния между Востоком и Западом соответствующих соглашений.

Современные зарубежные военно-политологические концеп­ции по своему содержанию представляют два направления: реа­листическое и неоконсервативное. Четко наметилась эволюция взглядов представителей реалистической концепции в сторону гуманизации их содержания по кардинальной проблеме современ­ности — проблеме войны и мира.

Мысли о войне часто возникают в умах людей. Поэтому в сознании людей следует укреплять идею защиты мира. Эти слова открывают Устав ЮНЕСКО, подписанный в Лондоне в ноябре 1945 г. Мир созидается ежедневно и созидается усилиями каж­дого. Мир — это установка, выработанная образованием, наукой и культурой, которая дает каждому человеку способность действо­вать по совести.

Один дома

Обсуждение закрыто.

Интересно

Интересное в мире

Посещаемость ресурса

Яндекс.Метрика