Истоки политических идей следует искать в процессе ста­новления и развития Киевской Руси — первого древнерусского государства, возникшего в результате объединения славянских племен. Идейным стержнем русской государственности стало христианство, а точнее, одна из его ветвей — православие. Ос­новные каноны православия: не убий, не укради, не блуди и дру­гие, предопределили основные черты характера народа: его ду­ховность, трудолюбие, коллективность, терпимость, миролюбие, державность. Согласно православным представлениям люди на Зем­ле лишь готовятся к вечной жизни на том свете. Соблюдая хри­стианские заповеди, они служат Богу, который все видит и зна­ет. Наместником Бога на Земле является царь-государь. Поэто­му начавшийся добровольно процесс распространения и внедре­ния православных религиозных идей в народные массы затем активно поддерживался власть имущими. Отсюда патернализм политической власти и толерантность народа по отношению к ней.

Однако сказанное выше вовсе не означает, что такой путь развития для России был абсолютно однозначным. Следует отметить, что еще на ранних стадиях развития русской госу­дарственности появились политические идеи и реалии демок­ратического толка. Ярким примером был Новгород — вечевая 'феодальная республика (XII —XV вв.). Вече — собрание сво­бодного мужского населения города решало все наиболее важ­ные вопросы жизни Новгородской земли. Решения принима­лись большинством голосов. Хотя и здесь определенное влия­ние оказывали религиозные политические идеи. Руководитель новгородской церкви принимал участие в государственной де­ятельности, имел свой суд, собственную бюрократию и воинс­кие формирования.

Одной из особенностей процесса развития российской поли­тической идеологии являлся ее интернациональный характер. Огромная территория, многонациональный состав народов тре­бовали от государственной власти бережного отношения к соци­ально-экономическим укладам и нравственно-религиозным усто­ям различных наций и народностей. Разумеется, в истории Рос­сийского государства взаимоотношения власти и отдельных на­родов не всегда были патерналистскими. Политическое сознание и идеология испытывали на себе и воздействие таких факторов, как насильственное присоединение, подавление восстаний, депор­тация .

Важными вехами на пути формирования политических идей в России стали: отмена крепостного права, судебная и земская реформы, которые дали новый импульс развитию самобытной рос­сийской демократии. Самобытность заключалась в сочетании светских и православных идей, возвышении коллективного, об­щественного над личным, индивидуальным, в смешении монар­хических и республиканских идей, народности и державности. Глубокий исторический след оставили конституционные проек­ты декабристов, учитывавшие труды А. Н. Радищева и М. М. Сперанского, американских и европейских исследовате­лей демократии, революционно-демократические идеи А. И. Гер­цена, В. Г. Белинского. В это же время зародились идеи право­вого ограничения монархии, построения правового государства, которые в дальнейшем развивались в рамках российского кон­ституционализма. Важный вклад в развитие правовой и поли­тической идеологии XIX —XX вв. внесли русские правоведы ли­берального направления Б. Чичерин, П. Новгородцев, Б. Кистяковский, В. Гессен и др.

Накануне революции 1905 года в России существовало мно­гоцветье политических течений. Оппозицию самодержавию соста­вили либеральные демократы и революционеры (социал-демокра­ты, эсеры, анархисты). Первая русская революция выявила весь своеобразный смешанный тип политического сознания, в котором стихийный радикализм вполне совмещался с монархизмом. Рабо­чий класс в значительной мере избавился от этой двойственности в ходе' революции, крестьянская же масса должна была пройти более длительный путь. Февральская, Октябрьская революции привели в конечном итоге к становлению моноидеологии — ком­мунистической. lady-live.ru

Коммунистическая идея пришла в Россию с Запада и попала, как оказалось, на благоприятную почву православия, коллектив­ности и державности. По существу ее постулаты были сходными с канонами православия, только она их выражала в социально-по­литической и сугубо светской форме. С приходом к власти боль­шевиков религия была заменена идеологией марксизма-ленинизма, бог — социалистическим государством, рай — светлым буду­щим. Отчасти поэтому коммунистическая идея просуществовала достаточно длительное время и с массовым эффектом. Однако абсолютно нереальная конечная цель и в особенности формы и средства достижения этой цели, перерождение партийно-идеоло­гической верхушки обрекли ее на неудачу на данном историчес­ком отрезке времени.

Сегодня Россия переживает мировоззренческий кризис, кото­рый по своим корням и последствиям, может быть, является более сложным и трудноразрешимым, чем социально-экономические и политические неурядицы. На нынешнем этапе общественного раз­вития, с нашей точки зрения, предпочтительнее отдать дань идео­логическому плюрализму. Нельзя исключать возникновение но­вых, реанимации в откорректированном виде "старых" идей и те­чений. Все чаще и аргументированнее звучит тезис о русской на­циональной' идее, которая могла бы сплотить державнообразующую нацию и все остальные нации и народности, проживающие на территории государства.

Пророческими считаются слова выдающегося русского мыс­лителя И. Ильина: "Будущее скрыто от человеческого взора. Мы не знаем, как сложится государственная власть в России после большевиков. Но знаем, что если она будет антинациональной

противогосударственной, угодливой по отношению к иностранцам, расчленяющей страну и патриотически безыдейной, то революция не прекратится, а вступит в фазу новой гибели; и тогда все пред­полагаемое нами будет отсрочено. Но придет час, когда русская национальная власть вступит ради спасения России на указывае­мые нами пути".

Хотите сделать красивые украшения своими руками?

Обсуждение закрыто.

Интересно

Интересное в мире

Играть в разные игры онлайн бесплатно dgmik.ru.

Посещаемость ресурса

Яндекс.Метрика