Суть конституционализма или конституционного режима функционирования государства заключается в определении Кон­ституцией меры и масштаба допустимого вторжения политической власти в какую-либо сферу жизни.

Историческим первым вариантом конституционализма мож­но считать негативно-либеральную модель, основные составляю­щие которой — свобода человека, реализуемая в гражданских правах и принципе невмешательства государства в пространство индивида. Такая модель была основана на менталитете, который воспроизводился протестантской этикой, По преимуществу распро­страненной в США, Англии, англоязычных странах и в некоторых странах Северной и Центральной Европы. Идеал общества видел­ся в обеспечении свободы человека, умеренных налогах и защите государством общего порядка и внешней безопасности.

При таком конституционном строе налагается двоякое огра­ничение: некоторые виды вмешательства власти в общественную и частную жизнь запрещаются, а процедуры осуществления власти четко предписываются. С одной стороны, правительству запреще­ны некоторые виды деятельности, а государству непозволительно вмешиваться в дела частных лиц. В США первые десять попра­вок к Конституции ограничивают власть как федерального, так и местного правительства. С другой стороны, исполнительная, зако­нодательная и судебная власти должны действовать в соответствии с процедурами, предписанными Конституцией, или подзаконными актами. Таким образом, конституционное правление связано с обес­печением прав и свобод граждан и ограничением власти прави­тельства.

В Европе к конституционализму шли иным путем, через кон­цепцию правового государства. Эта идея возникла в Германии на базе традиций полицейского государства, формирования начал юридического мировоззрения населения. Она стала выразителем исторической критики принципа невмешательства государства и одновременно моделью, соединяющей идеи конституционализма с этатизмом.

К этому времени политическая практика развеяла миф о вы­сокой рациональности и эффективности негативно-либеральной модели. Постепенно в условиях индустриализированного и урба­низированного общества для преодоления противоречий, возни­кавших при реализации существующих конституционных идей, формируется позитивно-либертарная модель конституционализ­ма. Смысл ее заключается в идее регулирующего государства (В. Вильсон), которое бы предоставляло всем участникам поли­тической жизни необходимые условия и возможности для само­развития.

Концепция особой роли государства в жизни общества выра­зила новое направление в понимании сути конституционализма, судьба которого попадала в зависимость от самого государства, его способности и возможности расширять и гарантировать сво­боду граждан, а само государство становилось зависимо от граж­данского общества. В Европе эти идеи по существу смыкались с идеями правового и социально-правового государства.

Анализ конституционного законодательства и практики его применения позволяет выделить некоторые направления разви­тия современного конституционализма.

1. Одним из важных достижений конституционализма, опре­деляющим его социальную значимость и перспективу, является то, что практически все конституции содержат положения о расши­рении индивидуальных прав и свобод, независимо от их нацио­нальной, классовой или конфессиальной направленности. Приме­ром в этом плане могут служить Конституции США, Испании, России, Мексики и др.

2.  Политическим открытием можно считать появление вXX в. конституционных судов, конституционного судопроизводства. Наибольшее распространение они получили в Европе, в частности, в политической теории и практике Германии, Италии конституци­онные суды считаются наиболее авторитетными институтами. В ряде стран хранителями конституций выступают Верховные суды.

3. Тесное политическое и экономическое сотрудничество ев­ропейских стран предопределило некоторые новации в трактовке идеи национального суверенитета. Так, преамбула французской Конституции устанавливает, что "при условиях взаимного согла­сия Франция допускает ограничения своего суверенитета, необхо­димые для достижения и защиты мира". Подобные положения содержатся и в итальянской Конституции.

4. Своеобразие тенденций развития конституционализма в странах восточного типа политической культуры можно увидеть на примере Конституции Ирана. Верховная власть, утверждает иранская Конституция, — это Бог, а люди могут лишь толковать и исполнять божественные предназначения. В исламе выполнять волю Бога означает действовать в соответствии с мусульманским правом, которое представляет не некий законченный свод правил поведения на все случаи жизни (как нередко считают), а весьма гибкую законодательную систему. Эта система характеризуется особым сочетанием элементов религиозного и светского демокра­тизма, закреплением особых прав духовенства и принципа выбор­ности, широких полномочий парламента.

5. Для развития конституционализма важнейшее, определя­ющее значение имеют конституции как документы, содержащие основополагающие идеи государственного устройства, нормы, об­ладающие высшей юридической силой. Дальнейшее развитие пи­саных конституций — одно из главных направлений конституци­онного строительства.

Однако следует отметить и некоторые исключения, характери­зующие специфику развития конституционализма в ряде стран, обусловленную разрывом сущности, формы и содержания. Нали­чие конституции само по себе еще не гарантирует конституцион­ную форму правления. В западной истории были примеры, когда правительства тех или иных стр'ан считались конституционными, в то время как в формальном смысле основной закон в этих странах отсутствовал. В Великобритании — источнике многих современ­ных конституционных традиций — до настоящего времени не ус­тановлено подчинение правительственной деятельности какому-либо единому конституционному документу. С другой стороны, в XX в. имелось немало случаев, когда самые заурядные тирании действо­вали под маской должным образом составленной конституции.

6. Современное конституционное развитие в России имеет свои особенности, которые заключаются в следующем: 1) россий­ский конституционализм, хотя и имеет уже свою историю (консти­туционные проекты XIX —XX вв., практика советского конститу­ционного строительства), может считаться в историческом плане достаточно молодым и перспективным; 2) активный процесс об­суждения и подготовки ряда проектов Конституции в конце 80-х — начале 90-х гг. завершился принятием Конституции РФ 1993 г. При всех критических замечаниях, существующих в литературе и прессе, действующая Конституция Российской Федерации являет­ся достижением мирового конституционализма; 3) дальнейшее развитие конституционализма в нашей стране на ближайшую пер­спективу должно идти по пути разработки и принятия предусмот­ренных Конституцией законов, создания соответствующих орга­нов, приведения конституций и уставов субъектов Федерации в соответствие с Конституцией РФ.

Обсуждение закрыто.

Интересно

Интересное в мире

Посещаемость ресурса

Яндекс.Метрика