Тип политической культуры отражает наиболее общие чер­ты политического мышления и поведения людей на определен­ном историческом этапе развития общества, в одной историко-политической среде, у одного или нескольких народов, в рамках одного или нескольких государств. Основаниями для выделе­ния таких типов могут быть и объективные, и субъективные факторы.

В литературе широко используется типология политичес­ких культур, данная Г. Алмондом и С. Верба. Они выделили три типа: патриархальный, для которого характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни; подданический, ко­торому присущи сильная ориентация на политические инсти­туты и невысокий уровень индивидуальной активности граж­дан; активистский, где налицо заинтересованность граждан в политических институтах и активное участие в их деятельнос­ти.

В зависимости от типов политических систем можно выде­лить: тоталитарную политическую культуру, которой присущи навязывание населению правящей верхушкой идеалов слепого подчинения, наличие сплошной цензуры политического информи­рования граждан, провозглашение политических мифов, кампаний для оправдания насилия и жестокости; авторитарную политичес­кую культуру, где преобладают ценностные ориентиры и стандар­ты вождизма, харизматического лидерства, существует дозирова­ние информации; демократическую политическую культуру, в рам­ках которой осуществляются политические права и свободы граж­дан, создаются гарантии их обеспечения, демократические меха­низмы формирования убеждений и представлений, преодоления конфликтов и разногласий.

Различают рыночную политическую культуру, в рамках ко­торой политика понимается людьми как разновидность бизне­са, как акт свободного обмена деятельностью граждан, и эта­тистскую, где подчеркивается доминирующая роль государствен­ных институтов в организации политической жизни и опреде­лении условий политического участия в ней индивида (Э. Ба­талов).

В силу географического положения, исторического разви­тия, под влиянием крупных политических событий формируют­ся специфические черты, присущие политической культуре только данного региона или отдельной страны. Для американской по­литической культуры характерными чертами, например, являют­ся четкая целенаправленность политических действий, их свет­ский характер, прагматизм участников политической деятельно­сти, стабильные условия конкуренции. В японской политичес­кой культуре в настоящее время наблюдается сочетание тради­ционных ценностных ориентиров с либерально-демократически- ми стандартами поведения. Российская политическая культура отличается преобладанием проявлений политической активности через коллективные организационные органы, политическим ра­дикализмом.

Значение политической культуры для общества и политичес­кой системы проявляется и через ее функции. Они бывают основ­ные и вспомогательные, общие и конкретные, характеризуют по­литическую деятельность индивидов и общественных образова­ний. Можно выделить следующие функции политической культу­ры:

  1. Познавательная функция охватывает всю совокупность политических знаний, взятых на вооружение носителями полити­ческой культуры. В ее рамках осуществляются трансляционная (передающая современникам политический опыт прошлых поко­лений), образовательная (включающая в себя все виды и средства политического обучения граждан), информационная (обеспечива­ющая поступление политической информации в диапазоне от орга­низационных институтов СМИ до неформальных источников в виде обычных сведений, документов и в виде цифр, знаков, симво­лов) функции.
  2. Социализаторская функция (функция политической со­циализации) раскрывает значение политической культуры как мощ­ного арсенала средств, способных помочь отдельной личности выработать умение ориентироваться в политическом пространстве, выживать в конфликтных (экстремальных) политических ситуа­циях и при соответствующих условиях активно участвовать в политической жизни, выполнять определенные властные полно­мочия и функции. В рамках данной функции можно обозначить идентификационную функцию, помогающую человеку осознать свою принадлежность к определенной социальной группе, выбрать средства и способы участия в защите ее интересов, и адаптацион­ную функцию, которая характеризует способность человека при­спосабливаться к изменившейся политической среде, "осваивать" соответствующие условия и средства при осуществлении своих прав и свобод.
  3. Аксиологическая (ценностная) функция Политической культуры отражает все то, что можно считать непреходящим в мире политическом, Разумеется, здесь нужно иметь в виду, что в разные исторические периоды, у различных индивидов, соци­альных групп могут складываться свои представления о поли­тических ценностях. В границах данного направления можно выделить ориентационную функцию, характеризующую стремле­ние человека выбрать соответствующие ценности в качестве иде­ала и реальных средств при осуществлении своих прав и обя­занностей, и мотивационную функцию, раскрывающую значение тех или иных ценностей для политического поведения личнос­ти.
  4. Интеграционная (функция отражает влияние системно-орга­низующих характеристик, заложенных в политической культуре, на иные политические явления и общественный организм в це­лом. Она предопределяет существование коммуникативной функ­ции, обеспечивающей связь и взаимодействие элементов полити­ческой системы на основе общепризнанных в рамках данной куль­туры понятий, символов, знаковых обозначений, и регулятивной функции, выражающей способность политической культуры через политические традиции, нормы, образцы поведения оказывать це­ленаправленное воздействие на социально-политические отноше­ния.
  5. Воспитательная функция заложена в самой природе по­литической культуры и отражает ее гуманистическую направлен­ность. Человек, овладевая прошлым политическим опытом, совре­менными знаниями в процессе мышления и практической деятель­ности, вырабатывает умения и навыки их рационального исполь­зования, которые постоянно совершенствует в общении с другими людьми. Тем самым он воспитывает себя как субъекта политики и оказывает йлияние на воспитание других. Воспитательное значе­ние политической культуры проявляется в унификационной и пре­образовательной функциях. Первая отражает общие, в какой-то мере одинаковые политические параметры, стандарты, необходи­мые человеку для равного с другими участия в политической жиз­ни, а вторая характеризует творческий, изменчивый потенциал политических явлений и среды в целом, который, с одной стороны, обусловливает необходимость самосовершенствования участников политической деятельности, а с другой — нацеливает их на пре­образовательную деятельность для улучшения условий осуществ­ления своих политических прав, амбиций.

Функции политической культуры носят объективный харак­тер, они выкристаллизовываются в ходе исторического развития общественных систем. Однако сами функции, их набор в конк­ретной политической системе могут изменяться: при различных исторических обстоятельствах одни функции могут исчезать, дру­гие — появляться.

Обсуждение закрыто.

Интересно

Интересное в мире

Посещаемость ресурса

Яндекс.Метрика