Выборы в условиях многопартийности и политического плюрализма. Продолжение.

Подготовка к выборам — сложный политический процесс, который обеспечивается определенными организационными ме­роприятиями. Наиболее важными из них являются: образование избирательных округов; создание избирательных участков; состав­ление списков избирателей; подготовка избирательных бюллете­ней, форма которых утверждается Центральной избирательной комиссией.

Органы руководства выборами. Подготовкой и проведени­ем выборов в соответствии- с действующим законодательством руководят избирательные комиссии. По своему назначению, ста­тусу, функциям они подразделяются на несколько видов: Цент­ральная избирательная комиссия Российской Федерации; изби­рательные комиссии субъектов Федерации, окружные, террито­риальные (районные, городские и др.), участковые избиратель­ные комиссии.

Центральная избирательная комиссия возглавляет систему избирательных комиссий в пределах Российской Федерации по выборам Президента, депутатов Государственной Думы РФ и ко­ординирует их деятельность при выборах в представительные органы государственной власти и органы местного самоуправле­ния. Подобные же функции при выборах в представительные органы государственной власти и должностных лиц выполняют избирательные комиссии субъектов Федерации, а при выборах в органы местного самоуправления — избирательные комиссии са­моуправляющихся единиц.

Выдвижение кандидатов, предвыборная агитация — ответ­ственные политические стадии избирательного процесса и подго­товки выборов. Правом выдвижения кандидатов в соответствии со ст. 17 Закона об основных гарантиях избирательных прав граж­дан Российской Федерации обладают избирательные объедине­ния и граждане. Аналогичный порядок предусмотрен и законода­тельством субъектов РФ.

К избирательным объединениям на федеральном уровне от­носятся общефедеральные политические партии и общефедераль­ные политические движения, уставы которых зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ, а также блоки общефедеральных партий и общефедеральных политических движений, создаваемых на период выборов.

В субъектах РФ в число избирательных объединений входят республиканские, краевые, областные, городов федерального зна­чения, окружные отделения общегосударственных политических партий, политических движений, иных общественных объедине­ний, уставы которых предусматривают их участие в выборах и зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ; республиканские, областные и соответствующие им политические партии и движе­ния, иные общественные объединения, уставы которых предусмат­ривают их участие в выборах и зарегистрированы в органах юсти­ции субъектов Федерации.

Выдвижение кандидата непосредственно избирателями про­водится путем сбора подписей йод его заявлением об этом. Могут выдвигать кандидатов и группы избирателей. Законодатель не устанавливает численность этих групп, а лишь отмечает, что ини­циаторы выдвижения должны уведомить об этом окружную изби­рательную комиссию.

В ст. 2 Закона об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации предвыборная агитация опреде­ляется как деятельность граждан Российской Федерации, обще­ственных объединений по подготовке и распространению инфор­мации, имеющей целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против тех или иных кандидатов (списков кандидатов).

В ходе предвыборной агитации избиратели знакомятся с лич­ностями кандидатов, предвыборными программами политических партий и избирательных блоков, в которых содержатся различ­ные варианты стратегического политического курса страны. Для кандидатов предвыборная агитация есть активная форма полити­ческой борьбы, в ходе которой они демонстрируют свои личные способности и достоинства, готовность выполнять властные функ­ции, воздействуют на политическое сознание и поведение электо­рата, на результаты выборов. Кандидат и избирательное объеди­нение имеют право самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации.

Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кан­дидатов и прекращается за один день до дня выборов. За три дня до выборов (включая день голосования) прекращается опублико­вание результатов опросов общественного мнения, прогнозов ре­зультатов выборов и иных исследований.

Финансирование подготовки и проведения выборов произ­водится за счет средств соответствующего бюджета — федераль­ного, субъекта Федерации, местного. Финансирование включает в себя два вида расходов: обеспечение деятельности избиратель­ных комиссий и формирование фондов кандидатов, а также изби­рательных объединений на проведение предвыборной агитации. Вместе с тем разрешенное законом привлечение в фонд кандида­тов и избирательных объединений добровольных пожертвований физических и юридических лиц открыло большие возможности для влияния власти денег на ход избирательной кампании и ре­зультаты выборов. Видимо, назрела необходимость установить здесь законодательные ограничения и более строгий контроль.

Голосование и определение результатов выборов. Вся ра­бота, проделанная избирательными комиссиями, избирательными объединениями, кандидатами — подготовка к выборам. Непос­редственно же выборы проводятся путем голосования, когда изби­ратели осуществляют свой выбор как стратегического политичес­кого курса страны, так и депутатов, должностных лиц. Голосова­ние производится по избирательным участкам в специальных по­мещениях, обеспечивающих свободное и тайное волеизъявление избирателей.

Выборы признаются недействительными, если при их прове­дении были допущены нарушения закона, не позволяющие досто­верно определить волеизъявление избирателей. Выборы призна­ются несостоявшимися, когда в них приняло участие менее ус­тановленного законом числа зарегистрированных избирателей. При признании выборов недействительными или несостоявшимися Центральная избирательная комиссия назначает новые выборы (в субъектах Федерации этот вопрос решает комиссия субъекта Фе­дерации).

После подведения итогов Центральная (субъекта Федерации) и окружные избирательные комиссии регистрируют избранных депутатов, выдают им удостоверения и доводят эти данные до све­дения общественности.

Страницы: 1 2 3

Обсуждение закрыто.

Интересно

Интересное в мире

Посещаемость ресурса

Яндекс.Метрика