Экономические, социальные, идеологические основы государственной власти

Государственная власть детерминируется в конечном счете властью экономической, в концентрированном виде выражает эко­номические потребности и интересы властвующего субъекта. По­литическая власть является отражением экономической власти, источниками которой служат богатство, деньги. В отличие от по­литической экономическая власть как бы сторонится всякой внеш­ней атрибутики, не выставляет себя напоказ, однако в значитель­ной мере обусловливает поведение людей на политической сце­не.

Такой скрытый, таинственный и труднодоступный для пони­мания способ влияния позволяет экономической власти действо­вать с исключительным размахом и эффективностью.

К. Маркс первым раскрыл подлинную природу экономичес­кой власти. Он доказал, что увеличение богатства на одном полю­се общества неизбежно ведет к обнищанию на другом полюсе, вслед­ствие чего растут социальная напряженность, классовый антаго­низм, возникают предпосылки для революции.

Напротив, как показал исторический опыт, уменьшение числа бедных, сокращение диспаритета между богатством и нищетой путем гибкого государственно-правового регулирования, перераспреде­ления богатства с помощью прогрессивного налогообложения ста­билизируют обстановку, предотвращают кризисы, способствуют социальному прогрессу. Во второй половине XX в. такое госу­дарственно-правовое регулирование экономических процессов активно используется в ряде западных стран, характеризующихся экономической легитимностью власти.

По этому поводу крупный ученый современности академик В. Коптюг говорил: "Глобальная проблема — это социальный дис­паритет. За 30 последних лет диспаритете мире увеличился вдвое: на 20% наиболее обеспеченного населения приходится 20% бед­нейших слоев. 30 лет назад у нас в СССР он был 1:6, а сейчас в России — 1:30'м. Такой угрожающий социальный диспаритет воз­ник в России за короткое время как следствие грабительской при­ватизации государственной собственности и действия стихийного рынка. Отсюда взрывоопасная обстановка в стране: массовые протесты, забастовки, голодовки, демонстрации и др. И никакие призывы к согласию тут не помогут: для устранения экономичес­ких причин вопиющей социальной несправедливости необходимо активное государственно-правовое регулирование.

История и современность свидетельствуют о фундаменталь­ном характере государственной власти, ее способности активно и действенно влиять на экономическую власть. Сегодня демократи­ческая государственная власть является мощным фактором осу­ществления реформ, проводимых в интересах большинства обще­ства и с его согласия. Государственно-правовыми методами и сред­ствами стало возможно регулировать динамику экономического развития, избегать кризисов, переориентировать экономику на ре­шение социальных задач.

Всякая власть по-настоящему устойчива прежде всего за счет своей социальной основы. Государственная власть функциониру­ет в обществе, разделенном на классы, различные социальные груп­пы с противоречивыми, часто непримиримыми интересами. Без сильной, активно функционирующей государственной власти раз­нонаправленные социальные, национальные силы могут разорвать социум на части, ввергнуть его в пучину "выяснения" интересов при помощи необузданной охлократической силы.

Для разрешения социальных противоречий, упорядочения межличностных, межгрупповых, межклассовых и общенациональ­ных отношений, гармонизации различных интересов государствен­ная власть ищет поддержку в обществе, добивается доверия к себе у тех или иных слоев социума. Удается решить такие задачи обычно демократической власти. Веру народа в гуманные цели и дей­ствия власти, доверие к ней принято называть социальной легитимностъю власти, важнейшим условием ее стабильности. Нравственная сила и престиж государственной власти основаны на доверии к ней широких слоев населения. Уважение к власти составляет ее социально-психологическую суть. Именно здесь скрыта та глубокая тайна властвования, о которой писали многие мыслители прошлого, в том числе русские.

Поддержка государственной власти населением может быть осознанной и неосознанной. Вторая опирается на мифы, эмоции, конформизм и др., первая — следствие всесторонней оценки ре­зультатов деятельности государственных органов.

Какой бы ни была государственная власть, она всегда стре­мится создать в обществе представление о себе как об образцово нравственной, даже если это не соответствует действительности. Еще в Древних Греции и Риме сложились нравственные идеалы, к которым должна стремиться власть: существовать только для добра, реализоваться для общего блага, всегда следовать за справедливо­стью и т. д. Вот почему власть, преследующая цели и использую­щая методы, противоречащие нравственным идеалам и ценностям, признавалась и признается аморальной, лишенной нравственного авторитета.

Государственная власть, ее полноценность во многом зависят от исторических, социально-культурных, национальных традиций. Если власть опирается на традиции, то они укореняют ее в обще­стве, делают более прочной и стабильной. Не случайно как про­шлые, так и современные государства бережно относились и отно­сятся к традициям, своим историческим, национальным, социаль- но-культурным истокам. Иначе говоря, если государственная власть экономически, социально и нравственно детерминирована, опира­ется на традиции, ценности, принятые в обществе, она становится в глазах народа авторитетной и уважаемой, а потому все реже и реже использует метод государственного принуждения для вы­полнения своих функций.

Государственная власть, опирающаяся на насилие и принуж­дение, непрочна и недолговечна, поскольку рождает в обществе растущее противодействие. Поэтому власть объективно нуждает­ся в идеологии, т. е. системе идей, тесно связанных с интересами властвующего субъекта. С помощью идеологии власть объясняет и оправдывает свои цели и задачи, методы и способы их достиже­ния. Идеология обеспечивает власти определенный авторитет, до­казывает тождественность ее целей интересам и целям народа. В зависимости от того, насколько интересы и цели властвующих и подвластных совпадают, государственная идеология бывает прав­дивой, популистской, мифической, ложной.

В демократическом государстве тенденция сближения субъек­та и объекта власти ведет к их частичному совпадению. Диалек­тика этого совпадения заключается в том, что Каждый гражданин является не только подвластным, нбо как член демократического общества он вправе быть индивидуальным первоносителем и ис­точником власти. Он имеет право да и обязан активно участво­вать в формировании выборных (представительных) органов вла­сти, выдвигать и выбирать кандидатуры в эти органы, контроли­ровать их деятельность, быть инициатором их роспуска, рефор­мирования. Право и долг гражданина — участвовать в приня­тии государственных, региональных и других решений через все виды непосредственной демократии. Словом, при демократичес­ком режиме нет и быть не может только властвующих и только подвластных. Даже высшие органы государства и высшие долж­ностные лица имеют над собой верховную власть народа, явля­ются одновременно субъектом и объектом власти. В этом случае можно говорить о нравственно-идеологической легитимности власти.

В литературе различают два основных вида и множество разновидностей идеологии государственной власти. Первый вид — это религиозная идеология, основанная на религиозных учениях и мифах. Она стремится изображать власть таинствен­ной и непознаваемой, мистической и сакральной, внушает мысль о ее святости, божественном происхождении и предназначении. Второй вид — светская идеология, которая опирается на гос­подствующие в обществе теории, нравы и нацелена на достиже­ние определенных, нередко мифических, идеалов. Например, мифы о скоропалительном построении светлого будущего или процве­тающего капитализма американского образца обеспечивали и ныне обеспечивают власти поддержку хотя бы части нашего об­щества.

Особенно велика роль идеологии там, где государственная власть представлена антидемократическими тоталитарными, дик­таторскими режимами. В таких странах она направлена на вос­хваление роли "вождя", диктатора, на оправдание любых его ре­шений и действий. Под воздействием подобной идеологии созда­ются и поддерживаются культы личности — слепое, бездумное преклонение перед мифическими супер личностями, их обожеств­ление. Культовая идеология неизбежно отчуждает, отторгает на­род от власти.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яндекс.Метрика