Государственная власть и законность — это нерасторжимые и взаимообусловленные явления и понятия, но их соотношение почти не изучено. В самом общем виде законность можно охарактеризовать как требование строгого и неукоснительного соблюдения и исполнения законов всеми, как последовательное проведение законов в жизнь, в поведение людей, в деятельность государственных и негосударственных органов и организаций. В понятие законности включается также требование высокого качества самих законов.
Закон испокон веков воспринимался людьми как собирательный образ, символ, олицетворяющий собой мудрость, добро, справедливость, коллективный разум, воплощение правовой культуры. Отсюда — идея верховенства закона, его святости и незыблемости. Еще римские юристы провозгласили: "Пусть рухнет мир, но восторжествует закон"; "Закон — единственный Бог, которому все должны поклоняться"; "Надо быть рабами законов, чтобы стать свободными". Как видно, умели чтить закон и законность в Древнем Риме!
Сегодня законность представляет собой прежде всего конституционный принцип организации и деятельности Российского государства, всех его органов. Из данного принципа вытекает следующее: а) все органы государства сверху донизу создаются на основе Конституции и других законов; б) они действуют, функционируют только в рамках (пределах) своей компетенции, выход за эти рамки не допускается. Здесь применяется разрешительный тип правового регулирования: "Запрещено все, кроме прямо разрешенного законом". Закон же разрешает государственным органам действовать строго в пределах их компетенции; в) государство, его органы обязаны гарантировать права и свободы граждан, пресекать произвол и беззаконие.
Законность можно рассматривать и в качестве важнейшего метода осуществления государственной власти, состоящего в подготовке и издании законов, а затем в строгом и неуклонном проведении их в жизнь в целях достижения организованности и порядка в обществе.
С законностью напрямую связана законодательная власть, которая выражает себя в законах. Поэтому закон является первейшей субстанцией власти. В законах и через законы власть существенно изменяется: из произвола она превращается во всеобщие и обязательные нормы. Государственная власть объективно нуждается в законности, которая делает ее устойчивой, общеобязательной, увеличивает ее мощь и творческие возможности.
С исчезновением директивного руководства и прямого планового управления экономикой потребовался новый способ воздействия — регулирование экономических отношений посредством закона. Однако реальность реализации законов оказалась ахиллесовой пятой российской государственности. "Внешне сверхмощная вертикаль исполнительной власти, о самочувствии которой мы все так усиленно заботимся в последнее время, на поверку оказалась несостоятельной в своем главном назначении — обеспечении исполнения законов"[1].
Несостоятельной оказалась не только исполнительная власть. Немалые проблемы возникли и у судебной власти. Известно, что законы живут и работают лишь постольку, поскольку эффективно действует обеспечивающая их применение судебная власть.
Сегодня кризис законности проявляется и в частом неисполнении судебных решений (только по гражданским делам половина судебных решений не выполняется), и в росте преступности, и в высоком уровне правового нигилизма. В России складывается ситуация, при которой не кажется преувеличением вывод о кризисе законности, когда общество близко к полной девальвации правовых рычагов. А системный кризис законности есть оборотная сторона кризиса российской государственной власти.
Сильная, активная государственная власть — важнейшая политическая гарантия законности и правопорядка. Только она может остановить бурный рост преступности и произвола в стране.
Неотторжима от государственной власти и дисциплина. В большинстве литературных источников в качестве одного из существенных признаков дисциплины указываются отношения подчинения. Действительно, без подчинения немыслима никакая дисциплина, которую в самом общем виде можно определить как общественную связь, выражающую подчинение. Однако такая характеристика дисциплины является недостаточной, ибо оставляет в тени ее природу. Ведь сами по себе отношения подчинения (подчиненность) производны либо от власти, либо от авторитета. Отсюда дисциплина есть одна из форм проявления и реализации власти в общественной жизни для обеспечения совместной, согласованной деятельности (прежде всего трудовой) людей.
Власть в современном обществе подразделяется на государственную (политическую) и гражданскую (неполитическую власть гражданского общества). С государственной властью напрямую связана государственно-правовая дисциплина, которая производ- на и от государственной власти, и от права, а точнее, от юридических обязанностей, т. е. меры Должного, необходимого поведения. Юридические обязанности как раз и представляют собой правовое выражение дисциплины.
В последние годы проблемы дисциплины наукой и практикой преданы забвению. Увлекшись раннебуржуазным либерализмом, наше общество впало в крайность: на все лады в нем прославляются права и свободы, но напрочь забываются обязанности. Устно и письменно, в многочисленных вариантах повторяются постулаты "Право есть мера свободы", "Право — это права". И как будто умышленно, во зло обществу, забываются, замалчиваются бесспорные и давно доказанные истины: право не только мера свободы, но и мера необходимости; право не только права, а нерасторжимое единство нрав и обязанностей. Да и в Конституции Российской Федерации допущен дисбаланс прав и обязанностей. Российское общество подошло к опасной черте полного распада государственно-правовой дисциплины, зеркального отражения государственной власти. Перекосы между правами и обязанностями, демократией и дисциплиной ввергают наше общество в пучину хаоса и беспорядка, парализуют государственную власть и государственное управление.
[1] Скуратов Ю. И. Проблемы теории и практики режима законности в Российском государстве //Правовая реформа в России: проблемы теории и практики: Мат. Всерос. науч.-практ. конф. 13— 19 апреля 1996 г. Екатеринбург, 1996. С. 12.