Историческая взаимосвязь и преемственность политических явлений.

В политической мысли прошлого сконцентрирован громад­ный политико-правовой опыт прошлых поколений. Их идеи и до­стижения дошли до нас и получили новое развитие, оказывают заметное влияние на современные политические и правовые воз­зрения и практику.

Идея преемственности политики имеет очень давнюю исто­рию. Уже древние отстаивали самостоятельность данного фено­мена. Политика — особая реальность, действующая по собствен­ным законам. Платон первым (а затем Аристотель и позднее По- либий) сформулировал циклическую теорию политических режи­мов, сменяющих друг друга в строгой последовательности. Арис­тотель обозначил около двадцати форм правления, следующих друг за другом в историческом развитии.

Монтескье почти полностью заимствовал у древних тезис о разложении и перерождении политических структур, анализиро­вал причины возникновения исторических и политических систем, взаимосвязи формы правления и законодательства.

К. Маркс и Ф. Энгельс считали политику вторичной, зависи­мой от экономики. Так, Ф. Энгельс писал: "Экономическая сторо­на отношений является в истории более фундаментальной, чем сторона политическая"1.

Большое влияние на развитие современного социологическо­го подхода к политике оказали Г. Спенсер и Э. Дюркгейм. Так, Г. Спенсер видел сущность эволюций общества в переходе от гомогенности к гетерогенности, в развитии тенденции роста внут­ренней дифференциации и одновременно совершенствования про­цесса интеграции, открыл прямую связь политического строя с характером международных отношений и внешней политикой. Дюркгейм классифицировал социальные факторы, определяющие поведение личности (материальные и духовные).

Представители европейской политической традиции М. Вебер, Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс концентрировали внимание на источниках и результатах значительных социоэкономических и политических изменений, на изучении таких проблем, как "класс", "элита", "бюрократия".

С середины XX в. в американской политической науке рас­пространяется бихевиористский подход. Суть его заключается в том, что объектом исследования становятся реальные действия (поведение) людей, политические системы, политическая власть и борьба за ее распределение и перераспределение, политические взаимоотношения индивида и общества. Истон, Алмонд и др. раз­рабатывают фундаментальную теорию государственного управле­ния, выясняют, как политическая система из традиционной стано­вится современной. Появляется интерес к идеям ненасилия, де­мократии, становления нового мирового порядка, спасения приро­ды, научно-технической революции в лоне технократического со­знания политики, политической модернизации современных об­ществ, взаимосвязи и взаимозависимости субъектов мировой по­литики, политической интеграции.

Теория договорного происхождения государства тоже по­явилась в глубине веков. В Древней Греции некоторые софисты считали, что государство возникло в результате договорного объе­динения людей с целью обеспечения справедливости. В трудах мыслителей XVII —XVIII вв. Г. Гроция, Б. Спинозы, А. Радище­ва, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо и др. эта теория получила полное развитие. Теория впервые показала, что государство воз­никает (пусть в силу объективных причин) как результат созна­тельной и целенаправленной деятельности людей. Это фактичес­ки первый созданный людьми общественно-политический инсти­тут, оказывавший и оказывающий огромное воздействие на жизнь и деятельность индивидов, групп, классов, всего общества. Дого­ворная теория положила начало учению о народном суверенитете, о подотчетности перед народом всех государственно-властных структур, их сменяемости.

Идея правового государства встречается в трудах Аристо­теля, Цицерона. Основы концепции правового государства раз­рабатывали во второй половине XVII в. Дж. Локк и его совре­менники. Сам термин "правовое государство" введен в научный оборот в первой трети XIX в. (К.Т. Велькер, Р. фон Моль, И. Кант и др.). Правовое государство противопоставлялось абсолютной монархии, где правовые нормы либо действовали ограниченно (со­словное общество), либо применялись по воле одного человека. Понятие правового государства включает в себя либерально-демократические идеи универсальности права, равенства всех, вклю­чая политические институты, перед законом.

У современной концепции правового государства много сто­ронников.

Концепция разделения властей в классическом виде была сформулирована в XVII —XVIII вв. Наибольший вклад в ее раз­работку внесли такие политические мыслители, как Дж. Локк, Ш. Л. Монтескье, Дж. Мэдисон. Смысл идеи разделения властей со­стоит в том, чтобы ограничить возможность сосредоточения госу­дарственной власти в руках одного лица или института, защитить права и свободы граждан.

В современной юридической и политической практике пред­ставления о демократическом и правовом государстве неотделимы от принципа разделения властей. Современная дискуссия о раз­делении властей идет вокруг политической власти, реально осуще­ствляемой основными институтами политической системы.

Идея разделения властей закреплена в Конституции Россий­ской Федерации.

Теория суверенитета. Термин "суверен" ("носитель сувере­нитета") в государственно-правовом смысле введен в научный обо­рот французским ученым XVI в. Ж. Боденом. Попытки ограни­чения суверенитета одной личности предпринимались постоянно (например, Великая хартия вольностей), но лишь в эпоху буржу­азных революций они привели к возникновению конституцион­ных монархий. Носителем верховной власти остается один чело­век, но его права в осуществлении власти уже ограничены писаным сводом основных законов (конституцией) либо исторической тра­дицией. Борьба против верховной власти одной личности ведет к расширенному толкованию понятия суверенитета.

Суверенитет как верховную власть следует отличать от суве­ренитета государства как независимого субъекта мировой полити­ки. Принцип суверенного равенства государств закреплен в Уста­ве ООН и является одним из общих принципов современного международного права.

Теория демократии имеет давнюю историю, причем многие мыслители древности, в том числе Платон и Аристотель, рассмат­ривали демократию как не самую лучшую форму государствен­ной власти. Переосмысление демократических ценностей связано с Великой французской революцией 1789 — 1794 гг., когда демок­ратию стали понимать как вполне определенное направление мысли, политики и социально-политическое движение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яндекс.Метрика