В политической мысли прошлого сконцентрирован громадный политико-правовой опыт прошлых поколений. Их идеи и достижения дошли до нас и получили новое развитие, оказывают заметное влияние на современные политические и правовые воззрения и практику.
Идея преемственности политики имеет очень давнюю историю. Уже древние отстаивали самостоятельность данного феномена. Политика — особая реальность, действующая по собственным законам. Платон первым (а затем Аристотель и позднее По- либий) сформулировал циклическую теорию политических режимов, сменяющих друг друга в строгой последовательности. Аристотель обозначил около двадцати форм правления, следующих друг за другом в историческом развитии.
Монтескье почти полностью заимствовал у древних тезис о разложении и перерождении политических структур, анализировал причины возникновения исторических и политических систем, взаимосвязи формы правления и законодательства.
К. Маркс и Ф. Энгельс считали политику вторичной, зависимой от экономики. Так, Ф. Энгельс писал: "Экономическая сторона отношений является в истории более фундаментальной, чем сторона политическая"1.
Большое влияние на развитие современного социологического подхода к политике оказали Г. Спенсер и Э. Дюркгейм. Так, Г. Спенсер видел сущность эволюций общества в переходе от гомогенности к гетерогенности, в развитии тенденции роста внутренней дифференциации и одновременно совершенствования процесса интеграции, открыл прямую связь политического строя с характером международных отношений и внешней политикой. Дюркгейм классифицировал социальные факторы, определяющие поведение личности (материальные и духовные).
Представители европейской политической традиции М. Вебер, Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс концентрировали внимание на источниках и результатах значительных социоэкономических и политических изменений, на изучении таких проблем, как "класс", "элита", "бюрократия".
С середины XX в. в американской политической науке распространяется бихевиористский подход. Суть его заключается в том, что объектом исследования становятся реальные действия (поведение) людей, политические системы, политическая власть и борьба за ее распределение и перераспределение, политические взаимоотношения индивида и общества. Истон, Алмонд и др. разрабатывают фундаментальную теорию государственного управления, выясняют, как политическая система из традиционной становится современной. Появляется интерес к идеям ненасилия, демократии, становления нового мирового порядка, спасения природы, научно-технической революции в лоне технократического сознания политики, политической модернизации современных обществ, взаимосвязи и взаимозависимости субъектов мировой политики, политической интеграции.
Теория договорного происхождения государства тоже появилась в глубине веков. В Древней Греции некоторые софисты считали, что государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. В трудах мыслителей XVII —XVIII вв. Г. Гроция, Б. Спинозы, А. Радищева, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо и др. эта теория получила полное развитие. Теория впервые показала, что государство возникает (пусть в силу объективных причин) как результат сознательной и целенаправленной деятельности людей. Это фактически первый созданный людьми общественно-политический институт, оказывавший и оказывающий огромное воздействие на жизнь и деятельность индивидов, групп, классов, всего общества. Договорная теория положила начало учению о народном суверенитете, о подотчетности перед народом всех государственно-властных структур, их сменяемости.
Идея правового государства встречается в трудах Аристотеля, Цицерона. Основы концепции правового государства разрабатывали во второй половине XVII в. Дж. Локк и его современники. Сам термин "правовое государство" введен в научный оборот в первой трети XIX в. (К.Т. Велькер, Р. фон Моль, И. Кант и др.). Правовое государство противопоставлялось абсолютной монархии, где правовые нормы либо действовали ограниченно (сословное общество), либо применялись по воле одного человека. Понятие правового государства включает в себя либерально-демократические идеи универсальности права, равенства всех, включая политические институты, перед законом.
У современной концепции правового государства много сторонников.
Концепция разделения властей в классическом виде была сформулирована в XVII —XVIII вв. Наибольший вклад в ее разработку внесли такие политические мыслители, как Дж. Локк, Ш. Л. Монтескье, Дж. Мэдисон. Смысл идеи разделения властей состоит в том, чтобы ограничить возможность сосредоточения государственной власти в руках одного лица или института, защитить права и свободы граждан.
В современной юридической и политической практике представления о демократическом и правовом государстве неотделимы от принципа разделения властей. Современная дискуссия о разделении властей идет вокруг политической власти, реально осуществляемой основными институтами политической системы.
Идея разделения властей закреплена в Конституции Российской Федерации.
Теория суверенитета. Термин "суверен" ("носитель суверенитета") в государственно-правовом смысле введен в научный оборот французским ученым XVI в. Ж. Боденом. Попытки ограничения суверенитета одной личности предпринимались постоянно (например, Великая хартия вольностей), но лишь в эпоху буржуазных революций они привели к возникновению конституционных монархий. Носителем верховной власти остается один человек, но его права в осуществлении власти уже ограничены писаным сводом основных законов (конституцией) либо исторической традицией. Борьба против верховной власти одной личности ведет к расширенному толкованию понятия суверенитета.
Суверенитет как верховную власть следует отличать от суверенитета государства как независимого субъекта мировой политики. Принцип суверенного равенства государств закреплен в Уставе ООН и является одним из общих принципов современного международного права.
Теория демократии имеет давнюю историю, причем многие мыслители древности, в том числе Платон и Аристотель, рассматривали демократию как не самую лучшую форму государственной власти. Переосмысление демократических ценностей связано с Великой французской революцией 1789 — 1794 гг., когда демократию стали понимать как вполне определенное направление мысли, политики и социально-политическое движение.