Международное сообщество и мировой правопорядок

Под международным сообществом понимается вся сово­купность государств, государствоподобных образований, на­ций и народов, борющихся за свою независимость, междуна­родных организаций, являющихся субъектами международно­го права, устанавливающих между собой политические, эконо­мические, правовые и иные отношения.

Мировой правопорядок суть система общественных пла­нетарных отношений, формирующихся на основе общегумани­стических и естественно-правовых начал и функционирующих в соответствии с общепризнанными принципами и нормами меж­дународного и внутригосударственного права.


Мировой правопорядок следует рассматривать как опреде­ленную реальность, результат реализации разнообразных отноше­ний, взаимодействия людей и государств на нашей планете. Необ­ходимость и основания его формирования выявляются в рамках соотношений трех видов: 1) человек — непосредственная среда обитания — страна — планета — космос; 2) человек — коллек­тив — общество — мировое сообщество; 3) человек — его пра­вовой статус — правовая система общества (государства) — меж­дународное право — мировой правопорядок.

Важнейшим фактором, обусловливающим необходимость со­здания мирового правопорядка и его дальнейшего упрочения, вы­ступает решение проблем, которое осуществимо только при вза­имном согласии и сотрудничестве разных народов и государств. Это проблемы экологической безопасности, поиска и использова­ния энергетических ресурсов, сохранения человека как оригиналь­ной индивидуальности, предотвращения ядерной войны. Следую­щий ряд проблем связан с коллективной реакцией на стихийные природные явления — наводнения, ураганы, извержения вулка­нов, землетрясения. Необходимость установления общемировых правовых правил вызвана все усиливающейся интернационализа­цией хозяйственных связей, всеобщим характером научно-техни­ческой революции, возрастанием роли и значения новых глобаль­ных информационных технологий.

Одним из факторов, обусловливающих возможность станов­ления и развития мирового правопорядка, выступает само право, его общечеловеческие сущностные качества. У разных народов во все времена право — это одно и то же явление, только с разной степенью развитости, оформления, понимания и освоения.

1. Универсальность и абсолютность права в нашем понима­нии доказывается наличием у него таких сущностных принципов и черт, которые, во-первых, характеризуют его как самостоятель­ное социальное явление, а во-вторых, присутствуют (фактически или в тенденции) в любой правовой системе на каждом из исто­рически обозначенных отрезков пути ее развития. В качестве та­ковых можно назвать принцип разумности (разума), принцип спра­ведливости, принцип равенства (равной свободы), принцип свобо­ды воли и поведения.

Принцип разумности, уходя своими корнями в космическую и природную целесообразность, как бы очеловечивает право, опре­деляет перспективы и границы его функционирования. Любое тво­рение человека, прошедшее проверку историей, может считаться целесообразным. Да и сам человек, как полагал Гегель, должен найти в праве свой разум. Естественно, что все иррациональное, фатальное, разрушительное остается за пределами права.

Идеи справедливости и всеобщего равенства людей, возник­шие еще в древности, практическое воплощение в праве получали по исторической возрастающей. Если в рабовладельческом Риме названные принципы распространялись лишь на свободных лю­дей, то в феодальном обществе круг людей, подпадающих под их действие, уже дифференцировался по сословиям, а современные правовые системы развитых стран закрепляют справедливость и равенство в качестве всеобщих принципов. Логику расширения объема круга лиц и гарантий реализации этих принципов, в част­ности в англосаксонской правовой системе, можно проследить на примере таких актов, как Великая хартия вольностей (1215 г.), Петиция о праве (1628 г.), Хабеас корпус акт (1679 г.), Билль о правах (1689 г.).

Одним из краеугольных камней любой правовой системы яв­ляется принцшг свободы воли и поведения. При столкновении сво­боды одного человека со свободой другого возникает необходи­мость установить соответствие между ними, ограничив ту и дру­гую. Ограничение пределов действий свободы человека и провер­ка его практикой общения означают установление меры свободы волеизъявления и действий каждого индивида, возникновение об­щей нормы поведения в соответствии с этой мерой.

С давних времен было замечено определяющее значение сво­боды для объяснения феномена права. "Свобода есть возможность делать то, что позволено по праву", — утверждалось в Дигестах Юстиниана. В качестве основополагающего принципа правового государства рассматривал свободу человека Кант. На правовое значение свободы как предела, на юридические формы ее суще­ствования в виде закона указывал Маркс. Как взаимное ограни­чение внешней свободы посредством норм определяли право Б. Чи­черин, Е. Трубецкой. Сущностные характеристики права в каче­стве меры свободы подчеркивает В. Нерсесянц.

Иными словами, данный принцип имеет всеобщий, сквозной характер. Возникший как атрибут естественного права, он свое наиболее полное в сравнительно-историческом плане выражение получил в современном позитивном праве и международно-пра- вовых актах (Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Меж­дународном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г.).

  1. Представляется бесспорным универсальное значение та­ких черт права, как нормативность, формальная определенность, системность, обеспеченность авторитетом и силой. В частности, нормативность проявляется уже на самых ранних стадиях разви­тия человеческого общества и у всех народов, населяющих нашу планету. Археологи и этнографы обнаруживают элементы соци­ального нормативного регулирования у австралийских абориге­нов и в странах тропической Африки, на уровне групп охотников- собирателей и в более развитых социальных организациях. Мо­нонормы и нормы — масштабы поведения находим в индусских Ведах, мусульманском Коране и христианской Библии, в законах Ману и Хаммурапи, Салической и Русской правдах.
  2. Историческую преемственность "общечеловеческого" пра­ва можно наблюдать в функционировании различных правовых институтов, конструкций, технологических юридических процес­сов. Интересна, например, трансформация запретов в праве — от абсолютно категоричного и однозначного "табу" в доклассовом обществе до современного многоканального способа правового ре­гулирования. Во всех правовых системах можно встретить в том или ином виде триаду субъектов права: индивид, коллектив, госу­дарство. Типичными выглядят источники (обычай, прецедент, нор­мативный акт) и этапы формирования права, много общего в соче­тании естественных, традиционных и позитивных начал в право­вых системах современности.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что право — явление общечеловеческое и оно едино по своей изначальной сущ­ности как мера свободы воли и поведения человека. Это один из важнейших факторов мирового интеграционного процесса, кото­рый благодаря своим гуманистическим качествам способствует взаимопониманию и сотрудничеству людей, принадлежащих к раз­личным социально-политическим, религиозным, идеологическим системам. Отмеченные качества права как такового позволяют взаимодействовать нормам внутригосударственного и междуна­родного права в деле формирования мирового правопорядка.

недорогие матрасы в СПБ

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яндекс.Метрика