Крещение в 988 г. Древней Руси существенным образом сказалось на развитии ее политической мысли. Вместе с христианским учением на Русь стали проникать новые политические понятия, с помощью которых осмысливались актуальные вопросы общественной жизни. Предметом политических размышлений были такие проблемы, как происхождение государства, правомерность господства правящей династии, пути укрепления княжеской власти, внешней политики. Об этом свидетельствуют "Слово о законе и благодати" киевского митрополита Илариона (1049), летописный свод "Повесть временных лет" (1113), "Поучение Владимира Мономаха" (1125), свод правовых актов XI —XIII вв. "Русская правда", поэма "Слово о полку Игореве" (конец XII в.) и др.
Политические идеи на Руси получают развитие в XVI в. Так, положения о независимости, централизации государства, сильной и неограниченной самодержавной власти нашли свое обоснование в теории псковского монаха Филофея "Москва — третий Рим". И. С. Пересветов в своих сочинениях рассматривал вопросы формы правления и объема полномочий верховной власти, организации общерусского войска, создания единого законодательства, реализуемого централизованной судебной системой. В области управления внутренними делами страны он предусмотрел проведение финансовой реформы, ликвидацию наместничества и некоторые мероприятия по упорядочению торговли. Удивительна дальновидность его политического мышления: в своей теоретической схеме он определил структуру и форму деятельности ведущих звеньев государственного аппарата, наметив основную линию дальнейшего государственного строительства.
Противоположная тенденция прослеживается в политической идеологии Ивана IV Грозного, в которой утверждается правомерность неограниченной верховной власти, обеспечивающей реализацию полнейшего "самовластья" ее носителем. Наибольшее внимание Иван IV уделял выяснению законности происхождения правящей династии, считая, что высший суд в государстве принадлежит только ему как непосредственному наместнику Бога. Весьма своеобразную интерпретацию получило в теории Ивана IV традиционное для русской политической мысли положение об ответственности властителя перед подданными. Царь не может быть преступен по самой своей природе, он бывает только грешен, а наказание греха — прерогатива Высшего суда. Нетрадиционно разрешает он и вопрос о взаимодействии духовной и светской власти. Вся доктрина Ивана IV направлена лишь на идеологическое оправдание террора. Царя интересовали не формы правления и не государственное устройство, а придание легитимности опричным грабежам и насилию.
Князь Андрей Курбский отстаивал форму власти, организованную в виде сословно-представительной монархии, в которой все властные и управленческие полномочия могли реализоваться только на основании надлежащим образом принятых законов.
Со второй половины XVII в. в России начинается преобразование сословно-представительной монархии в абсолютную, и ведущее место в политических трактатах стала занимать проблема верховенства церковной власти. Идеологами просвещенной абсолютной монархии выступали Прокопович и Татищев. Политические идеи нарождающейся буржуазии получили отражение в творчестве Посошкова. Существенной чертой политической идеологии просветительства было враждебное отношение к крепостному праву.
В политическом трактате "Правда воли монаршей" Феофан Прокопович (1681 — 1736) наилучшей и наиболее естественной формой правления называет абсолютную монархию, которая может быть либо наследственной, либо выборной. В своих рассуждениях Прокопович сумел соединить аргументы естественно-пра- вовой теории с догматами богословия, присовокупляя к доводам "естественных законов и естественного разума" "непреложное Слово Божье".
В истории русской политико-правовой мысли Прокопович первым обратился к исследованию процесса происхождения государства, исходя из предположения о наличии естественного преддоговорного состояния, которое он рисовал как эпоху войн и кровопролитий, когда ничем не сдерживаемые страсти превращали людей в "неукротимых зверей". Естественные законы (он понимает их как требования здравого разума) подсказывали людям, как избежать постоянных войн, и привели их к мысли о заключении договора об образовании государства. Эта идея была реализована людьми в силу их природных склонностей (социальность, разделение труда) не без содействия Бога ("не без смотрения Божьего"). Таким образом, высшая власть в обществе была образована путем договора, при заключении которого народ полностью отказался от своего суверенитета ("не оставляющие себе никакой свободности") и полностью вручил его верховной власти.
В отличие от Прокоповича В. Н. Татищев (1686— 1750), будучи сторонником сильной исполнительной власти, считал, что выбор форм правления или избрание нового монарха должны соответствовать естественному закону и осуществляться "соглашением всех подданных". Татищев пытался внести в процесс образования государства исторические начала, утверждая, что все известные человеческие сообщества возникли исторически.
И. Т. Посошков (1652 — 1726) в "Книге о скудости и богатстве" пытался выяснить причины народной скудости и существовавшего в государстве беззакония.
Радикальные ответы на волновавшие общество проблемы предложил в своей политической теории А. Н. Радищев (1749— 1802). Главное его сочинение "Путешествие из Петербурга в Москву" содержало призыв к крестьянскому восстанию против крепостничества и самодержавия. Радищев признавал за народом право на восстание в том случае, если его естественные права грубо нарушались. Социальный идеал Радищева — общество свободных и равноправных собственников. Будущее государственное устройство России он представлял в форме свободной и добровольной федерации городов с вечевыми собраниями со столицей в Нижнем Новгороде, а правосудие — в виде системы земских судов, избираемых гражданами республики.
Политическая мысль в России XIX в. — это в основном идеология либерального дворянства М. М. Сперанского, Н. А. Карамзина, дворянских революционеров-декабристов М.П. Бестужева- Рюмина, П. И. Пестеля, Н. М. Муравьева, мыслителя П. Я. Чаадаева и др.
М. М. Сперанский (1772 — 1839) выдвинул идею отмены крепостного права, но постепенно, сверху. В своих проектах государственных преобразований он мечтал о конституционной монархии. Законность форм осуществления власти Сперанский связывал с необходимостью разделения властей. Законодательная власть должна быть вручена двухпалатной Думе, которая обсуждает и принимает законы, для чего собирается сессионно. Глава исполнительной власти — монарх — участвует в деятельности Думы, но "никакой новый закон не может быть издан без уважения Думы". Судебная власть реализуется судебной системой, включающей суд присяжных и завершающейся высшим судебным органом — Сенатом. Три власти управляют государством, как человек — своим организмом: обращаясь к закону, воле и исполнению.