Свою политическую конпепциюН. А. Карамзин (1766— 1826) сформулировал в "Истории государства Российского", "Записке о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях". На примере анализа правления Ивана IV Карамзин подверг аргументированной критике тиранию, охарактеризовав ее как образ правления, при котором нарушаются естественные, положительные и нравственные законы. Карамзин — противник разделения властей. Всю социально-политическую систему он представлял формулой "Дворянство, Духовенство, Сенат и Синод как хранилище законов, над всеми Государь — единственный законодатель, единственный источник власти". Идеалом Карамзина был сильный монарх (не обязательно наследственный), опирающийся в своей деятельности на законы и принимающий меры к нравственному воспитанию и политическому просвещению народов своей страны.
П. И. Пестель (1793—1826) изложил свои республиканские взгляды в работах "Конституция. Государственный завет" и "Русская правда". Государство он отождествлял с гражданским обществом. Выступая против крепостного права, Пестель не отрицал частную собственность вообще, провозгласив ее священной и неприкосновенной. Он был сторонником теории разделения властей. По его теории, в России предусматривались введение важнейших демократических прав и свобод, создание правовых гарантий неприкосновенности личности, учреждение новых органов правосудия, армия с небольшим сроком службы.
Мысль о демократизации монархии развил Н. М. Муравьев (1795 — 1843). Государственное устройство России должно быть федеративным (13 держав и 2 области). Высший представительный и законодательный орган — двухпалатное Народное Вече, состоящее из Палаты народных представителей и Верховной Думы как органа, представляющего территории. Муравьев предлагал после победы восстания созвать учредительное собрание для принятия конституции.
Идеи П. Я. Чаадаева (1794 — 1856) обострили споры о прошлом и будущем России. Думающая часть общества была втянута в конфликт западников и славянофилов. Западники (П. В. Анненков, И. В. Вернадский, Б. Н. Чичерин) верили в единство человеческой цивилизации и считали, что во главе ее идет Западная Европа и указывает правильный путь всему человечеству, а Россия должна учиться у Запада и пройти тот же путь развития. Славянофилы (К. С. Аксаков, Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев), напротив, утверждали, что единой общечеловеческой цивилизации и, следовательно, единого пути развития для всех не существует, что русская политическая и общественная жизнь развивалась и будет развиваться по своему собственному пути.
Революционно-демократическую идеологию в России развивали В. Г. Белинский (1811-1848), А. И. Герцен (1812-1870), Н. Г. Чернышевский (1828-1889), Н. А. Добролюбов (1836- 1861). По их мнению, главную движущую силу общества составляют народные массы, а сам исторический процесс есть борьба угнетенных классов со своими угнетателями. Россия же может избежать капиталистического пути развития и перейти к социализму через крестьянскую общину, которая есть прообраз будущего общества.
Будущее политическое общество — это "социальная республика", где осуществляются подлинно демократические принципы свободы и равенства. Только там, где все люди равны, имеется возможность всестороннего и правильного воспитания человека. Герцен говорил, что лишь после отмены крепостного права и других правительственных реформ Россия пойдет по пути конституционных преобразований, так как свобода лица — величайшее дело, и только в ней может вырасти воля народа. Будущее России он видел в "русском крестьянском социализме", основу которого составляет община, "патриархально-коллекти- вистский быт".
По учению Чернышевского, сущность государства определяется экономическим фактором, и "каждое действие государственной власти, к какой бы сфере оно ни относилось... непременно проводит перемену в экономическом отношении". Чернышевский отвергал абсолютную монархию, а наиболее передовой формой правления считал республику. •
Вопрос о новом социально-экономическом устройстве России становится основным в произведениях идеологов народничества М. А. Бакунина (1814-1876), П. Л. Лаврова (1823-1900), П. Н. Ткачева (1844-1885/86), Н. К. Михайловского (1842- 1904), В. П. Воронцова (1847-1918) и др.
Признавая единственный путь преобразования общества — через народную революцию, представители различных течений революционных народников по-разному оценивали степень готовности масс к революции и выдвигали самые разные способы "разжигания" революционного огня. Так, Бакунин считал, что русский народ "всегда бунтовал против эксплуататоров и всегда готов к революции". Отсюда задача революционеров состоит в том, чтобы "соединить" все его бунты в один бунт, поголовный и сокрушительный, т. е. в народную революцию. Лавров, напротив, думал, что ни народ, ни революционная интеллигенция к социальному перевороту не готовы и революции должна предшествовать длительная пропаганда социалистических идей в народе. Будущее социалистическое общество революционные народники видели таким: в обществе будет господствовать общественная (коллективная) собственность, в нем будет организовано коллективное производство и обеспечено справедливое распределение.
В конце XIX в. в России возникло марксистское направление политической мысли, которое представляли Г. В. Плеханов (1856-1918), В. И. Ленин (1870-1924), П. Б. Струве (1870 — 1944), С. Н. Булгаков (1871 — 1944) и др. Главная задача марксистов в то время — критика идей либерального народничества, доказывание того, что страна вступила на путь прогрессивного капиталистического развития, что движущей силой социалистической революции будет не крестьянство, а пролетариат.
Отцом русского марксизма является Г. В. Плеханов, который, будучи противником заговорщичества, якобинской революции, немедленного захвата власти революционной социалистической партией, не принял по принципиальным соображениям Октябрьскую революцию и разошелся с В. И. Лениным и большевиками.
После 1917 г. ведущее место в духовной жизни общества занял ленинизм, постепенно превратившийся в государственную идеологию.
В. И. Ленин развил марксистскую теорию учением об империализме, о социалистической революции и диктатуре пролетариата, о партии нового типа, о классовых союзниках пролетариата в борьбе за демократию и социализм, о путях строительства социализма и коммунизма.
В ленинизме немало и такого, что не вытекало с необходимостью из марксизма и было порождено своеобразием условий отсталой России. Этим во многом вызвана абсолютизация в ленинизме волевого начала, революционных насильственных и ускоренных форм общественного развития.
Ленинская концепция социализма основывалась на обобщении реальной практики тех революционных преобразований, которые происходили в России. Ленин создал научную теорию не только строительства, но и функционирования социализма, его перехода из одного этапа развития в другой.