Политическая власть — ось, вокруг которой вращается политическая жизнь в любой стране; Это фундаментальное, многомерное явление и понятие, Его содержание развивается в других политических категориях. Наиболее важные из них раскрывают и конкретизируют ту или иную сторону, грань политической власти.
Кроме того, политическая власть, пожалуй, самый труднопостижимый феномен общественной жизнедеятельности людей, нередко окруженный ореолом таинственности и непознаваемости. В понятиях "политическая власть", "властеотношения" преломляются важнейшие стороны бытия человеческой цивилизации, отражается суровая логика борьбы классов, социальных общностей, наций, политических партий и движений. Не случайно проблемы политической власти волновали в прошлом и ныне волнуют ученых, политиков, богословов, писателей.
Политическая власть функционирует в структурно сложном, внутренне противоречивом обществе, она играет роль своеобразного обруча, удерживающего общество от саморазрушения. Будучи разновидностью социальной власти, политическая власть обладает всеми признаками последней, но имеет немало качественных особенностей.
Политическая власть неразрывно связана с государством, исторически она появляется вместе с ним. И длительное время политическая власть правомерно отождествляется с государственной. Но развитие всех сфер жизнедеятельности общества, усложнение и структуризация социально-политических институтов, усиление взаимодействия между государственными и общественными образованиями объективно влечет и усложнение по своей структуре и формам выражения политической власти.
В условиях гражданского общества, где функционирует развитая правовая система, созданы определенные предпосылки для идеологического и политического плюрализма, гарантии самостоятельности органов местного самоуправления и свободного развития личности, политическая власть на некоторых уровнях имеет тройственную форму проявления — она осуществляется в виде государственно-политической власти, власти муниципальных образований и общественно-политической власти.
Государственно-политическая (государственная) власть в пределах государственной территории распространяется повсеместно и объектом своим имеет все население страны (граждане, иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы). В федеральных государствах она подразделяется на общефедеральную власть, власть субъектов федерации (краев, областей, республик, штатов и т. п.) и местную власть (управляющие, префекты). В унитарных государствах различают власть центральную и местную. В демократических государствах в соответствии с принципом разделения властей конституционно обозначается законодательная, исполнительная и судебная власть. При этом следует заметить, что это не разные власти, а лишь "ветви", проявление одной верховной государственной (политической) власти, характеризующейся целостностью, единством и неделимостью.
Власть муниципальных образований имеет свои особенности, которые заключаются в следующем.
Во-первых, ей присуще сочетание публичных и гражданско- общественных начал в формировании и реализации властных отношений.
Во-вторых, она носит местный, локальный характер и распространяется только на территории конкретного муниципального образования.
В-третьих, муниципальная власть является результатом непосредственного выражения воли населения и она прямо направлена на решение общих дел местного значения.
Политический характер власти муниципальных образований обусловлен тем, что она формируется при участии определенных политических сил и отражает общие интересы населения территории, использует силу и рычаги принуждения, вправе издавать и применять нормативно-правовые акты. Круг вопросов, которые решает муниципальная власть, в своей совокупности имеет общегосударственное, общеполитическое значение. Кроме того, органы местного самоуправления могут быть наделены отдельными полномочиями государственной власти.
Специфика общественно-политической власти состоит в том, что она распространяется только на членов конкретных политических организаций (движений) и осуществляется в рамках членства. Можно выделить несколько уровней и подсистем функционирования общественно-политической власти.
Во-первых, это власть конкретных политических объединений (политических партий, общественно-политических организаций и движений). Она реализуется через их организационные руководящие структуры. Данный институциональный уровень политичес-' кой власти является наиболее зримым и реальным. По вертикали система политической власти каждого институционального политического образования состоит из подсистем местного, регионального (субъектов федерации), общефедерального масштаба.
Во-вторых, можно обозначить коалиционный уровень власти, отражающий совокупность властных устремлений нескольких социально однородных политических организаций или блока политических партий, или блока партий и объединений, отражающих интересы различных социальных общностей. В подобном случае власть реализуется через временные или постоянные органы типа круглых столов, советов парламентских фракций. Коалиция политических сил также может функционировать на местах, в регионах и в рамках всей страны.
В-третьих, необходимо выделить общий для страны общественно-политический уровень власти. Здесь концентрируются результаты политического консенсуса, достигнутые в ходе соперничества и сотрудничества различных политических сил, взаимодействия общественно-политических институтов с государственно-политическими структурами. Если такие результаты получают отражение в нормативно-правовых актах, то общественно-политическая власть совпадает с государственно-политической властью, приобретает всеобщий властный политический характер и осуществляется государством. В иных случаях (а это, как правило, в периоды революционных ситуаций, перехода от одного строя к другому, становления нового общественного уклада и т. п.) она реализуется через политические органы разновременного характера (конференции национального согласия, народные, отечественные фронты).