Политическая власть и национальные общности. Продолжение.
Нации, народности, национальные меньшинства принимают участие в политическом процессе не непосредственно, а через организационно-правовые формы общества: государство, политическую систему. Самоопределение наций, народностей, меньшинств проявляется как стремление относящих себя к ним индивидов, организаций отыскивать себе подобных и вместе с ними реализовать национальные запросы, формулировать, отстаивать требования, продиктованные логикой развития и проблемами соответствующих национальных культур.
Национальное самоопределение превращается в поле политического влияния, регулярно продуцирующее, воспроизводящее референтные группы, национальные организации, ориентирующие поведение людей, деятельность политико-государственных институтов не отдачей команд, а приданием им принципиальной направленности, определением рамок их отклонений. Именно так национальные общности подталкивают государство к выработке какой-либо национальной политики и идеологии, участвуют в закладке законодательства, регулирующего национальные отношения, влияют на выработку политико-государственных решений под углом зрения собственных интересов.
Выделяются три типа включения национальных общностей в социум, его политический механизм. Первый — доминирование наций, народностей в своих социумах. Второй — включение наций, народностей в социум в качестве его периферийно-самобытных подсистем (часто это народы, доминирующие на периферии в отдельных регионах страны). Третий — включение меньшинств в социум в роли его культурно-специализированных, но территориально не укорененных подсистем.
Доминирующие (державные) общности являются основой своих социумов, несут на себе главное бремя социально-государственных тягот и оказывают решающее, хотя не всегда осознанное воздействие на государственную политику. Они относятся к политическому механизму общества как к части своей социальной "телесности", напрямую идентифицируя себя с государственными институтами общества.
Периферийно-самобытпные и специализированные общности пытаются найти меру приемлемого сближения с общесоциальными механизмами власти, державным народом, однако во внутреннем самоопределении опираются на собственные институты. Периферийно-самобытные народы создают разнообразные формы территориальной автономии или даже региональные государственные образования (субъекты федерации, ассоциированные государства)
Меньшинства тяготеют к формам национально-культурной автономии.
Периферийные народы и меньшинства участвуют в жизни социума в качестве его автономных составляющих с целью максимального извлечения выгод из пребывания в общесоциальным пространстве и минимизации отрицательных средовых влияний. По отношению к обществу в целом они выступают одновременно и как свое, и как чужое (принадлежащее и к данному обществу, и к иным национальным или национально-государственным культурам).
Во многом именно национальные общности влияют на выбор той или иной формы государственного устройства. При доминировании в стране одной нации естественной формой государственного устройства становится унитарное национальное государство, которое в политико-территориальном аспекте распадается на несуверенные административно-территориальные единицы, а в идеологическом аспекте заявляет о себе как о государстве, реализующем национальный суверенитет державной нации.
При многонациональном составе населения приходится искать более сложные модели государственного устройства. Формами организации многонациональных государств традиционно являются унитарные государства с наличием территориальных автономий и федерации. Первые из них, как правило, — это государства национальные. Федерация может быть как национальным, если в ней выделяется доминирующая нация при незначительной численности иных народов, так и наднациональным государством, когда последнее не устанавливает каких-то особых отношений ни С одним народом, проживающим на его территории. Национальными унитарными государствами с наличием территориальных автономий являются Италия, Испания, Грузия, Узбекистан. Национальной федерацией является Федеративная Республика Германия, а Российская Федерация является федерацией наднациональной. Однако в состав наднациональных федераций наряду с обычными государственно-территориальными образованиями могут входить национальные субъекты федерации, являющиеся формой реализации национального суверенитета периферийно-самобытных народов. В Российской Федерации национальные субъекты — это в первую очередь республики в составе РФ.
Национальное государство необходимо отличать от националистического государства, в котором наблюдается не просто естественное доминирование какого-то народа, а его гегемония, когда представители национального большинства ставятся в привилегированное положение по отношению к представителям иных национальностей. Национальное государство в корне отличается от государства националистического. Во-первых, национальное государство обеспечивает приоритет конкретной национальной культуре без учета национальной принадлежности ее носителей, не препятствуя в то же время развитию других культур, национальных традиций на своей территории. Во-вторых, на уровне взаимоотношений с гражданами, в области кадровой политики оно становится национально безразличным. В-третьих, оно не приемлет насильственных форм навязывания официальной национальной культуры населению страны. Не национальными, а националистическими странами были Германия времен господства национал-социализма, ЮАР до отмены режима апартеида.