Политическая власть и национальные общности

Политическая власть и национальные общности. Продолжение.

Нации, народности, национальные меньшинства принимают участие в политическом процессе не непосредственно, а через организационно-правовые формы общества: государство, политичес­кую систему. Самоопределение наций, народностей, меньшинств проявляется как стремление относящих себя к ним индивидов, организаций отыскивать себе подобных и вместе с ними реализо­вать национальные запросы, формулировать, отстаивать требова­ния, продиктованные логикой развития и проблемами соответству­ющих национальных культур.

Национальное самоопределение превращается в поле поли­тического влияния, регулярно продуцирующее, воспроизводящее референтные группы, национальные организации, ориентирующие поведение людей, деятельность политико-государственных инсти­тутов не отдачей команд, а приданием им принципиальной направ­ленности, определением рамок их отклонений. Именно так нацио­нальные общности подталкивают государство к выработке какой-либо национальной политики и идеологии, участвуют в закладке законодательства, регулирующего национальные отношения, вли­яют на выработку политико-государственных решений под углом зрения собственных интересов.

Выделяются три типа включения национальных общностей в социум, его политический механизм. Первый — доминирование наций, народностей в своих социумах. Второй — включение на­ций, народностей в социум в качестве его периферийно-самобыт­ных подсистем (часто это народы, доминирующие на периферии в отдельных регионах страны). Третий — включение меньшинств в социум в роли его культурно-специализированных, но террито­риально не укорененных подсистем.

Доминирующие (державные) общности являются основой своих социумов, несут на себе главное бремя социально-государ­ственных тягот и оказывают решающее, хотя не всегда осознанное воздействие на государственную политику. Они относятся к по­литическому механизму общества как к части своей социальной "телесности", напрямую идентифицируя себя с государственными институтами общества.

Периферийно-самобытпные и специализированные общности пытаются найти меру приемлемого сближения с общесоциальными механизмами власти, державным народом, однако во внутреннем самоопределении опираются на собственные институты. Перифе­рийно-самобытные народы создают разнообразные формы террито­риальной автономии или даже региональные государственные об­разования (субъекты федерации, ассоциированные государства)

Меньшинства тяготеют к формам национально-культурной авто­номии.

Периферийные народы и меньшинства участвуют в жизни социума в качестве его автономных составляющих с целью макси­мального извлечения выгод из пребывания в общесоциальным пространстве и минимизации отрицательных средовых влияний. По отношению к обществу в целом они выступают одновременно и как свое, и как чужое (принадлежащее и к данному обществу, и к иным национальным или национально-государственным куль­турам).

Во многом именно национальные общности влияют на вы­бор той или иной формы государственного устройства. При доми­нировании в стране одной нации естественной формой государ­ственного устройства становится унитарное национальное госу­дарство, которое в политико-территориальном аспекте распадает­ся на несуверенные административно-территориальные единицы, а в идеологическом аспекте заявляет о себе как о государстве, реализующем национальный суверенитет державной нации.

При многонациональном составе населения приходится ис­кать более сложные модели государственного устройства. Фор­мами организации многонациональных государств традиционно являются унитарные государства с наличием территориальных автономий и федерации. Первые из них, как правило, — это госу­дарства национальные. Федерация может быть как национальным, если в ней выделяется доминирующая нация при незначительной численности иных народов, так и наднациональным государством, когда последнее не устанавливает каких-то особых отношений ни С одним народом, проживающим на его территории. Национальны­ми унитарными государствами с наличием территориальных ав­тономий являются Италия, Испания, Грузия, Узбекистан. Нацио­нальной федерацией является Федеративная Республика Герма­ния, а Российская Федерация является федерацией наднациональ­ной. Однако в состав наднациональных федераций наряду с обыч­ными государственно-территориальными образованиями могут входить национальные субъекты федерации, являющиеся формой реализации национального суверенитета периферийно-самобытных народов. В Российской Федерации национальные субъекты — это в первую очередь республики в составе РФ.

Национальное государство необходимо отличать от национа­листического государства, в котором наблюдается не просто есте­ственное доминирование какого-то народа, а его гегемония, когда представители национального большинства ставятся в привилегированное положение по отношению к представителям иных на­циональностей. Национальное государство в корне отличается от государства националистического. Во-первых, национальное го­сударство обеспечивает приоритет конкретной национальной куль­туре без учета национальной принадлежности ее носителей, не препятствуя в то же время развитию других культур, национальных традиций на своей территории. Во-вторых, на уровне взаимоотно­шений с гражданами, в области кадровой политики оно становится национально безразличным. В-третьих, оно не приемлет насиль­ственных форм навязывания официальной национальной культу­ры населению страны. Не национальными, а националистически­ми странами были Германия времен господства национал-социа­лизма, ЮАР до отмены режима апартеида.

Новости Болгарии on-line

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яндекс.Метрика