
"Одним из материально-практических измерений власти, раскрывающим то, как она реально функционирует, является политический режим". Иначе говоря, коль скоро политический режим раскрывает и выражает функциональную сторону политической власти, то им охватывается почти весь спектр политической жизни общества. Роль политического режима в жизнедеятельности любой страны исключительно велика. Исторический опыт показывает, что значительное изменение, а тем более радикальная смена политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно круто меняют всю внутреннюю и внешнюю политику государства. Необходимо помнить и то, что политический режим весьма подвижен и динамичен. Вызвано это, видимо, тем, что он связан не столько с формой политической власти (которая более устойчива), сколько с ее содержанием.
В учебной и научной литературе под политическим режимом длительное время понимают методы и способы осуществления политической власти. Однако такое определение страдает односторонностью, не отражает суть политического режима, его динамизм и многогранность. Правда, способы и методы осуществления политической власти имеют прямое отношение к политическому режиму, но сами по себе эти методы, их конкретные виды и содержание зависят от соотношения, взаимодействия и противоборства различных политических сил в стране, от политической ситуаций, которая складывается в каждый отрезок времени в результате функционирования различных политических институтов (деятельности консервативных, либеральных, социал-демократических и марксистских партий ит. д.). Наконец, прогрессивность или реакционность политического режима определяется через призму демократии.
Следовательно, политический режим — это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое создается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.
Приведенное определение позволяет выделить следующие признаки анализируемого феномена.
- Политический режим свидетельствует о том, как, какими методами в стране осуществляется политическая власть. Если это методы убеждения, согласования, законности, если применяется только правовое принуждение и в установленной законом процессуальной форме, то налицо прогрессивный режим. Когда же на первый план выходят неправовые методы (террор, насилие), то в стране складывается реакционный политический режим.
- Суть политического режима заключается в том, что это итоговое политическое состояние (политическая ситуация) в данной стране, возникающее как результат функционирования всех элементов (институтов) ее политической системы. Итоговое политическое состояние подвижно, изменчиво. Отсюда много возможных вариантов политического режима. В странах, где существует устойчивый баланс политических сил, где достигается согласие основных элементов политической системы по коренным интересам общества, устанавливается стабильный политический режим. Но если в стране верх берут то одни, то другие силы, политический режим постоянно изменяется или в сторону прогресса и демократии, или в сторону антидемократизма.
3. Демократия служит главным критерием оценки политического режима. Последний как бы замеряет "дозу" демократии в политической жизни страны. "Если это соотношение в пользу демократии, есть основания говорить о демократическом режиме. Если наоборот — появляются признаки авторитарного режима". Когда "доза" демократии нечеткая — налицо смешанные режимы.