При сравнении и обобщении фактического материала, накопленного в сфере политического знания, становится возможным уяснить общие закономерности и тенденции развития политической сферы общественной жизни, условия стабильности функционирования политических систем в различных условиях, факторы, повышающие эффективность функционирования механизмов власти и управления, методы, обеспечивающие наибольшую вероятность мирного разрешения конфликтов, успешность электоральной деятельности. Сравнительные исследования позволяют творчески использовать зарубежный опыт решения общих и частных проблем политического развития российского общества.
Особый интерес для россиян, живущих и в Европе, и в Азии, представляет рассмотрение общих и отличительных черт восточной и западной политических культур, сопоставление их с российскими политическими традициями и ценностями. Для этого используется ключевое слово "политологическая ось". Этот термин избран неслучайно: во-первых, он указывает на сложный, взаимозависимый характер современного политического мира, наличие в нем геополитических магистральных направлений, определяющих мировое развитие; во- вторых, он напоминает об исторической судьбе России быть причастной к обоим типам политической культуры, испытывать их воздействие на себе и оказывать влияние в том и другом направлении; в-третьих, данный термин свидетельствует о том, что прошлое, настоящее и будущее политическое взаимодействие Востока pi Запада невозможно без непосредственного участия в нем России.
К числу общих черт, присущих политическим культурам различных стран и континентов, следует отнести: 1) факторы, лежащие в основе их формирования (общественно-политическая сущность человека, религия как таковая, государственно-властное оформление общества, общечеловеческие ценности); 2) основные закономерности развития политических явлений (взаимообусловленность политики и экономики, политики и права, схожесть путей и последовательность этапов развития); 3) сущностные моменты (одинаковое в принципе значение политической власти, политической идеологии, основных политических институтов); 4) общие планетарные проблемы обусловливают необходимость политического взаимодействия, выработки общих политических позиций и норм, создания постоянных политических институтов и механизмов для их разрешения.
Особенности политических культур Востока, Запада и России предопределены природно-климатическими и географическими условиями, религиозными и национальными факторами, исторически сложившимися социально-экономическими укладами и духовно-нравственными устоями, обычаями и традициями своих народов.
В качестве критериев, выявляющих эти особенности: 1) отношение человека к социальной и политической действительности; 2) отношение человека к государству, праву, закону; 3) отношение человека к самому себе, своим правам и обязанностям; 4) отношение государственной политической власти к окружающей среде, человеку, праву, к другим государствам(политика и политология).
- Окружающий реальный мир все люди на Земле воспринимают как данность (неважно, дано ли это от Бога, Природы или Космоса), но на изменения в этом мире, и в том числе в политическом, реагируют неодинаково. Неприятие реальности на Востоке может выразиться в отрешении человека от мира, погружении в недеяние, поиске причин свершившегося в самом себе на пути самосовершенствования. На Западе человек пытается сам изменить ситуацию, активно действует по перестройке окружающего мира, используя для этого все легальные способы. Россиянин сначала осмысливает, потом терпеливо ждет, когда все изменится к лучшему, затем ищет виноватых и, наконец, когда наступает предел терпению, то или бунтует и пытается восстановить справедливость любыми средствами, или машет на все рукой и продолжает трудиться для семьи и государства.
- На Востоке человек уверен в божественном происхождении государства, он не различает право и закон, считая их едиными и священными правилами жизни, с пиететом относится к чиновникам, священникам, старикам, как посредникам между властью и индивидом. Западные политические традиции отражают отношение человека к государству и праву как необходимым явлениям, созданным для упорядочения и обеспечения прав и свобод индивидов, как средствам защиты собственности, свободы предпринимательской деятельности. Рассматривая государство в качестве партнера на потребительском рынке политических услуг, субъекты политики предпочитают состязательный тип участия во власти, многообразие форм политической жизни, соблюдение правил игры, примат общегосударственных установлений перед местными и групповыми. Российский политический менталитет содержит весьма противоречивые ощущения и представления о государстве и праве, которые, как ни странно, могут иногда уживаться в одном человеке. С одной стороны, государство политически воспринимается как могущественная держава, объединяющая и стоящая на страже всех. Для него уместны такие духовно-нравственные характеристики, как отечество, родина-мать, и все это освящается российским патриотизмом и верой в правое дело. В критические моменты истории каждый готов подняться на защиту своей Родины. С другой стороны, отношение к государству и праву носит негативный характер, люди видят в них учреждения силового, принудительного порядка, а в чиновниках мздоимцев, устраивающих лишь свои дела. В то же время неверие в политические институты сочетается с всепрощением государству как явлению трансцендентному. В настоящее время все более крепнет тенденция, характеризующая поворот мыслящих и порядочных россиян к обустройству государства собственными руками через цивилизованные формы политического участия с использованием своих прав, свобод и обязанностей.
3. Отношение государства к отдельному человеку на Востоке отражается в убежденности харизматических лидеров в том, что все, что бы они ни делали, идет от Всевышнего и поэтому никакого контроля и никакой ответственности на земле они не несут перед индивидом. Этому способствуют авторитарные типы правления, корпоративистская структура общества, сильное влияние религиозных канонов.
Канализационная насосная станция от фирмы КТР в Москве.
На Западе государственная власть чувствует себя ответственной перед личностью, сознает подчиненность и свою временность перед хорошо организованным, структурированным гражданским обществом. Государство поощряет создание различных механизмов реализации прав граждан, строго проводит политику уважения к законам и судебным решениям.
Современное Российское государство провозгласило себя демократическим правовым государством, а человека, его права и свободы — высшей ценностью. Признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина — обязанностью государства. От декларации до реальности значительное расстояние, но если каждый из нас приложит к этому свой ум и руку, то так оно и будет.
Разумеется, приведенное сопоставление имеет относительное значение, так как невозможно охватить все варианты и ситуации постоянно меняющейся картины политического мира.
Для нас важно видеть то общее, что можно использовать во имя мира и блага всех, а также то особенное, что требует уважения, терпимости. Нельзя западный индивидуализм насильно внедрить на Востоке и в России, точно так же нельзя немедленно отказываться от коллективистских форм политического общения в угоду якобы уже состоявшемуся "частному" человеку. Следует учитывать, что каждая национальная культура вырабатывает свои наборы ценностей, которые влияют на другие политические культуры, причем вопрос состоит только в степени восприимчивости. Здесь можно говорить о мощном выходе американской культуры за пределы США, о традиционных политических культурах европейских стран, консолидировавшихся в значительной степени и противостоящих ныне излишнему влиянию извне, о религиозных политических доктринах Востока (конфуцианство, буддизм, ислам), переживающих новый этап развития.
В конечном счете важно, чтобы во всех политических культурах отражалось осознание необходимости сохранения мира на Земле, обеспечения дальнейшего цивилизационного развития, предполагающего многовариантность будущего.