Политологическая ось Восток — Россия — Запад

При сравнении и обобщении фактического материала, накоп­ленного в сфере политического знания, становится возможным уяснить общие закономерности и тенденции развития политичес­кой сферы общественной жизни, условия стабильности функцио­нирования политических систем в различных условиях, факторы, повышающие эффективность функционирования механизмов вла­сти и управления, методы, обеспечивающие наибольшую вероят­ность мирного разрешения конфликтов, успешность электораль­ной деятельности. Сравнительные исследования позволяют твор­чески использовать зарубежный опыт решения общих и частных проблем политического развития российского общества.

Особый интерес для россиян, живущих и в Европе, и в Азии, пред­ставляет рассмотрение общих и отличительных черт восточной и за­падной политических культур, сопоставление их с российскими по­литическими традициями и ценностями. Для этого используется клю­чевое слово "политологическая ось". Этот термин избран неслучай­но: во-первых, он указывает на сложный, взаимозависимый характер современного политического мира, наличие в нем геополитических магистральных направлений, определяющих мировое развитие; во- вторых, он напоминает об исторической судьбе России быть причаст­ной к обоим типам политической культуры, испытывать их воздей­ствие на себе и оказывать влияние в том и другом направлении; в-третьих, данный термин свидетельствует о том, что прошлое, насто­ящее и будущее политическое взаимодействие Востока pi Запада не­возможно без непосредственного участия в нем России.

К числу общих черт, присущих политическим культурам раз­личных стран и континентов, следует отнести: 1) факторы, лежа­щие в основе их формирования (общественно-политическая сущ­ность человека, религия как таковая, государственно-властное офор­мление общества, общечеловеческие ценности); 2) основные зако­номерности развития политических явлений (взаимообусловлен­ность политики и экономики, политики и права, схожесть путей и последовательность этапов развития); 3) сущностные моменты (одинаковое в принципе значение политической власти, полити­ческой идеологии, основных политических институтов); 4) общие планетарные проблемы обусловливают необходимость политичес­кого взаимодействия, выработки общих политических позиций и норм, создания постоянных политических институтов и механиз­мов для их разрешения.

Особенности политических культур Востока, Запада и Рос­сии предопределены природно-климатическими и географически­ми условиями, религиозными и национальными факторами, исто­рически сложившимися социально-экономическими укладами и духовно-нравственными устоями, обычаями и традициями своих народов.

В качестве критериев, выявляющих эти особенности: 1) отно­шение человека к социальной и политической действительности; 2) отношение человека к государству, праву, закону; 3) отношение человека к самому себе, своим правам и обязанностям; 4) отноше­ние государственной политической власти к окружающей среде, человеку, праву, к другим государствам(политика и политология).

  1. Окружающий реальный мир все люди на Земле восприни­мают как данность (неважно, дано ли это от Бога, Природы или Космоса), но на изменения в этом мире, и в том числе в политичес­ком, реагируют неодинаково. Неприятие реальности на Востоке может выразиться в отрешении человека от мира, погружении в недеяние, поиске причин свершившегося в самом себе на пути са­мосовершенствования. На Западе человек пытается сам изменить ситуацию, активно действует по перестройке окружающего мира, используя для этого все легальные способы. Россиянин сначала осмысливает, потом терпеливо ждет, когда все изменится к лучше­му, затем ищет виноватых и, наконец, когда наступает предел тер­пению, то или бунтует и пытается восстановить справедливость любыми средствами, или машет на все рукой и продолжает тру­диться для семьи и государства.
  2. На Востоке человек уверен в божественном происхожде­нии государства, он не различает право и закон, считая их едины­ми и священными правилами жизни, с пиететом относится к чи­новникам, священникам, старикам, как посредникам между влас­тью и индивидом. Западные политические традиции отражают отношение человека к государству и праву как необходимым явлениям, созданным для упорядочения и обеспечения прав и сво­бод индивидов, как средствам защиты собственности, свободы пред­принимательской деятельности. Рассматривая государство в ка­честве партнера на потребительском рынке политических услуг, субъекты политики предпочитают состязательный тип участия во власти, многообразие форм политической жизни, соблюдение пра­вил игры, примат общегосударственных установлений перед мест­ными и групповыми. Российский политический менталитет содер­жит весьма противоречивые ощущения и представления о госу­дарстве и праве, которые, как ни странно, могут иногда уживаться в одном человеке. С одной стороны, государство политически вос­принимается как могущественная держава, объединяющая и сто­ящая на страже всех. Для него уместны такие духовно-нравствен­ные характеристики, как отечество, родина-мать, и все это освяща­ется российским патриотизмом и верой в правое дело. В крити­ческие моменты истории каждый готов подняться на защиту своей Родины. С другой стороны, отношение к государству и праву но­сит негативный характер, люди видят в них учреждения силового, принудительного порядка, а в чиновниках мздоимцев, устраиваю­щих лишь свои дела. В то же время неверие в политические ин­ституты сочетается с всепрощением государству как явлению транс­цендентному. В настоящее время все более крепнет тенденция, характеризующая поворот мыслящих и порядочных россиян к обустройству государства собственными руками через цивилизо­ванные формы политического участия с использованием своих прав, свобод и обязанностей.

3. Отношение государства к отдельному человеку на Востоке отражается в убежденности харизматических лидеров в том, что все, что бы они ни делали, идет от Всевышнего и поэтому никакого контроля и никакой ответственности на земле они не несут перед индивидом. Этому способствуют авторитарные типы правления, корпоративистская структура общества, сильное влияние религи­озных канонов.

Канализационная насосная станция от фирмы КТР в Москве.

На Западе государственная власть чувствует себя ответствен­ной перед личностью, сознает подчиненность и свою временность перед хорошо организованным, структурированным гражданским обществом. Государство поощряет создание различных механиз­мов реализации прав граждан, строго проводит политику уваже­ния к законам и судебным решениям.

Современное Российское государство провозгласило себя де­мократическим правовым государством, а человека, его права и свободы — высшей ценностью. Признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина — обязанностью государ­ства. От декларации до реальности значительное расстояние, но если каждый из нас приложит к этому свой ум и руку, то так оно и будет.

Разумеется, приведенное сопоставление имеет относительное значение, так как невозможно охватить все варианты и ситуации постоянно меняющейся картины политического мира.

Для нас важно видеть то общее, что можно использовать во имя мира и блага всех, а также то особенное, что требует уважения, терпимости. Нельзя западный индивидуализм насильно внедрить на Востоке и в России, точно так же нельзя немедленно отказы­ваться от коллективистских форм политического общения в уго­ду якобы уже состоявшемуся "частному" человеку. Следует учи­тывать, что каждая национальная культура вырабатывает свои на­боры ценностей, которые влияют на другие политические культу­ры, причем вопрос состоит только в степени восприимчивости. Здесь можно говорить о мощном выходе американской культуры за пределы США, о традиционных политических культурах евро­пейских стран, консолидировавшихся в значительной степени и противостоящих ныне излишнему влиянию извне, о религиозных политических доктринах Востока (конфуцианство, буддизм, ис­лам), переживающих новый этап развития.

В конечном счете важно, чтобы во всех политических культу­рах отражалось осознание необходимости сохранения мира на Земле, обеспечения дальнейшего цивилизационного развития, пред­полагающего многовариантность будущего.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яндекс.Метрика