Понятие и особенности государственной (политической) власти

В литературе дано много определений и характеристик, рас­крывающих понятие государственной власти. Например, К. Маркс и Ф. Энгельс характеризовали ее так: "Политическая власть в собственном смысле слова, — это организованное насилие Одно­го класса для подавления другого".

По поводу этого определения можно сказать следующее.

Во-первых, здесь понятие "политическая власть" полностью отождествляется с понятием "государственная власть", ибо толь­ко последняя способна обеспечить организованное, т. е. через спе­циально созданный аппарат, насилие.

Во-вторых, такая характеристика государственной власти под­ходит разве что для классово-антагонистического общества. Политическую власть, тем более демократическую, вряд ли допусти­мо сводить к классовому "организованному насилию". В против­ном случае создается впечатление, что государственная власть — естественный враг всему живому, всякому творчеству и созида­нию. Отсюда неизбежно негативное отношение к органам власти и лицам, ее олицетворяющим. Отсюда и далеко не безобидный социальный миф о том, что всякая власть есть зло, которое обще­ство вынуждено терпеть до поры до времени. Этот миф служит одним из источников разного рода проектов свертывания госу­дарственного управления, сначала умаления, а затем и уничтоже­ния государства.

Между тем функционирующая на научной основе подлинно демократическая власть — великая конструктивная и созидатель­ная сила, обладающая реальной возможностью управлять действи­ями и поведением людей, разрешать социальные противоречия, согласовывать индивидуальные или групповые интересы, подчи­нять их единой властной воле методами убеждения, стимулирова­ния, принуждения. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает людей от внутренних и внешних посягательств И др.

В самой государственной власти с учетом ее генезиса, приро­ды и взаимодействия со средой можно выделить следующие ос­новные признаки:

  1. Социально-необходимый характер государственной влас­ти, вытекающий из логики человеческого общежития и выражаю­щийся в постоянном повышении уровня организации, степени упо­рядоченности в социальном сообществе и пространстве. Власть осуществляет в данном случае примерно те же функции в обще­ственном организме, которые выполняет естественный отбор в живой природе. Социальность государственной власти проявля­ется и в том, что, формируясь, "вырастая" для защиты интересов определенной социальной группы или слоя (класса), она вынуж­дена защищать интересы всего общества в пределах его террито­риальной организации и даже вне ее.

2.  Организационно-волевой характер отражает активные, деятель­ные, управленческие аспекты власти. Одной из главных целей государ­ственной власти является управление людьми, регулирование отноше­ний, осуществление контроля за социальными процессами. Организу­ющий характер власти позволяет учитывать интересы различных со­циальных групп, вырабатывать механизм разрешения социальных противоречий, аккумулировать и реализовать через систему властных отношений и учреждений общую волю граждан государства.

  1. Информационно-интеллектуальный характер государ­ственной власти означает:

а)   любые процессы организации требуют информационного обеспечения, наличия полных и достоверных сведений об объекте и среде, в которой тот находится;

б)   информация обеспечивает жизнеспособность власти, ее устойчивость, "кто обладает информацией, тот обладает властью";

в)  информация выступает в качестве эффективного средства формирования интеллектуального потенциала государства;

г)   интеллект (разум, знание) является главным основанием процесса реализации власти, без знаний нельзя рационализиро­вать и целенаправленно осуществлять политику.

  1. Организационно-силовой характер государственной вла­сти дает ей возможность концентрировать интеллектуальные и материальные ресурсы, силу и мощь специальных государствен­ных учреждений (чиновничьего аппарата, армии, полиции и т. п.) для достижения поставленных целей. Потребность в силовых способах регулирования общественных отношений обусловлена бесконечным многообразием социальных ситуаций, противоречи­вым характером развития общества, наличием противоположных социальных интересов, девиантных стереотипов поведения лю­дей.
  2. Психолого-идеологический характер власти отражает спе­цифику отношений между властвующим субъектом и подвласт­ным объектом, обозначая способность одного подчинять, органи­зовывать и подавлять и способность другого покоряться чужой воле, понимать необходимость подчинения, видеть бесполезность сопротивления силе и мощи властвующего. Идеологический ас­пект раскрывает стремление властвующего подготовить подвлас­тного к принятию того или иного решения, оправдать сделанное, объяснить необходимость и цели принуждения. Важное значение здесь имеют энергия и навыки управленцев, лояльность и профес­сионализм аппарата, а также прогрессивные теории и культурные традиции, религиозные и нравственные ценности.
  3. Системный характер государственной власти проявляет­ся двояко:

во-первых, власть выступает мощным системообразующим фактором, связывая и объединяя различные социальные структу­ры, устанавливая иерархию взаимоотношений, гася социальные конфликты и т. п.;

во-вторых, государственная власть сама по своей природе — явление системное, целостное. Это обусловлено объектом влас­ти — социальной системой, совокупностью способов и методов осуществления управленческих функций, системным характером планетарных взаимоотношений.

  1. Политический характер государственной власти означает ее публичность, возвышение над обществом и выступление от име­ни общества, осуществление специальным аппаратом профессио­нальных управленцев, обеспеченность принудительной силой. Го­сударственная власть - всегда политическая власть.
  2. Правовой характер государственной власти означает то, что:

а)  в обществе сложился такой уровень правовой культуры и правосознания, при котором естественно-правовые устремления властвующих и подвластных в основном совпадают;

б)  население осознанно принимает власть, оказывает ей опре­деленное доверие, кредит которого может возрастать и может умень­шаться в зависимости от реальных дел властных государствен­ных структур;

в)   государство издает законы и иные нормативные акты в соответствии с естественными правами человека, конституцион­ными требованиями и само подчиняется им.

Вышеприведенные характеристики показывают объективную необходимость государственной власти в обществе, ее сложность и специфичность, многообразие проявлений. Власть определяют как свойство государства, как его мощь и силу, как отношение подчи­нения и господства, как организацию и руководство обществом, как волю, способную подчинять других, и т. д. и т. п.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яндекс.Метрика