Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/ixnn/domains/allpolitologia.ru/public_html/wp-content/plugins/wp-noref/wp-noref.php on line 142
В политической системе, как уже отмечалось, функционируют два вида политических норм. Первый вид — политические нормы, исходящие от политических партий и общественно-политических организаций и действующие в рамках этих партий и организаций. Второй вид — правовые нормы, исходящие от народа, государства, органов местного самоуправления и действующие на территории всей страны или какой-то ее части. Правовые нормы всегда носят политический характер, они универсальны и всеобщи, обеспечиваются государством. Поэтому мы и уделяем им специальное внимание, причем рассматривая их в совокупности, как право в целом.
- Прежде всего следует отметить, что исторически право предшествует политическим явлениям. Его возникновение и развитие схематично можно представить следующим образом. Человек, появившись на Земле как вид и появляясь каждый раз персонально, защищает свою жизнь, свободу, собственность (сначала инстинктивно, а потом осознанно), т. е., в современном понимании, по сути реализует свои права на жизнь, свободу, собственность. При этом между людьми возникают противоречия и, как их результат, — необходимость привести свободу одного человека в соответствие со свободой другого, ограничив свободу обоих. Фиксация пределов свободы и проверка их практикой общения означают установление меры свободы волеизъявления и действий каждого индивида, возникновение нормы поведения согласно этой мере. Сперва такие природообусловленные правила жизни существовали в виде мононорм, соединяющих в себе религиозные, нравственные, эстетические, экологические начала. Они не расчленялись на права и обязанности и носили организационно-регулятивный характер. С возникновением земледелия, скотоводства и ремесел, постепенным расслоением общества на группы, слои и классы, возникновением государства идет расщепление мононорм на собственно правовые, моральные и религиозные нормы. В более поздние времена стали выделять и политические нормы.
- Право — результат деятельности человека, общества и государства, обозначающий пределы свободы человека. В государственно-организованном обществе такие пределы (грани) свободы закреплены в официальных нормативных документах и обеспечены силой государства и авторитетом общества. Поэтому все структурные элементы политической системы, в том числе само государство, вынуждены корректировать свои политические притязания с учетом данных пределов.
- Право несет в себе социально-ценностный потенциал, будучи одной из составных частей нормативной основы организации и функционирования общества. В его рамках учреждаются политические институты, определяются полномочия структурных элементов политической системы. В правовую форму облекаются отношения по поводу государственной власти, взаимосвязи между государственными органами, политическими партиями, общественными объединениями и гражданами, с другими государствами. Иначе говоря, право выступает в качестве высокоэффективного и целесообразного средства регулирования наиболее важных общественных отношений.
- Право — своеобразный аккумулятор волевых устремлений людей: индивидов, социальных групп, классов, общества в целом. В праве достигается высший консенсус (согласие) всех воль, определяющий меру свободы каждого индивида и объединения в обществе. В силу своей структурированности и системности право может аккумулировать волевые устремления на разных уровнях общественного организма и поэтому выступать формой реализации социально-политической автономии индивидов, их коллективов, национальных и религиозных сообществ.
- Право играет роль связующего' и опосредующего звена между политической системой и гражданским обществом. С одной стороны, оно собирает и абсорбирует разнообразную социальную информацию (юридически и политически значимую), а с другой — переводит политические требования на язык строго определенных и обеспеченных государством правил поведения, создает процедурные формы претворения их в деятельность человека. В текстах нормативных правовых актов обычно сочетаются общеполитическая и юридическая оценка регулируемых общественных отношений, что очень важно для правильного понимания и применения закона, укрепления законности и правопорядка в стране.
- Право является необходимым стабилизирующим фактором политической системы. Упорядоченность и стабильность политических, отношений, регулируемых правом, обеспечиваются тем, что нормы права имеют не одномоментный характер. Они рассчитаны на длительное существование во времени и реализуются в строго регламентированных процессуальных формах.
- Источниками права являются не только нормативные акты государства, но и обычаи, прецеденты, а также решения (законы), принятые на всенародном референдуме. В этих случаях регулирующая и превентивная сила права приобретает общесоциальный, общегражданский характер, выходя за пределы сугубо политических явлений.
Административный коллектив городе пользуется услугами по уборке помещения и прилегающей территории от