Право наций, народностей на самоопределение закреплено в Уставе ООН, Международных пактах о правах человека, Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Конституции Российской Федерации. Необходимо подчеркнуть, что и международно-правовые акты, и российское законодательство закрепляют право на самоопределение не непосредственно за нациями, народностями, а за народами. Однако термин "народы" в контексте международно-правовой практики подразумевает и национальные общности.
Под правом на самоопределение понимается право, в силу которого все народы свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, национальное и культурное развитие. Российская Конституция содержания права на самоопределение не раскрывает, однако в ст. 4 Декларации о государственном суверенитете РСФСР говорится об обеспечении каждому народу права на самоопределение в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах (ст. 4). Таким образом, сфера реализации права на самоопределение очерчивается предельно широко и охватывает все области социальной деятельности.
В то же время нельзя упускать из виду тот факт, что право на самоопределение не распространяется в полном объеме на национальные, религиозные, языковые меньшинства. Самоопределенческая активность меньшинств предусмотрена ст. 27 Международного пакта о гражданских и политических правах, которая гласит: "В тех странах, где существуют этнические, религиозные и языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к таким меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, использовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком". Поскольку самоопределенческая деятельность трактуется через формирование обязанности государства не препятствовать на своей территории культурному самоопределению меньшинств, что предполагает содействие им со стороны государства, то представляется верным определение зафиксированного в ст. 27 Пакта права как права меньшинств на защиту. Кстати, именно о защите прав национальных меньшинств говорится и в российской Конституции (п. "в" ст. 71, п. "б" ст. 72).
Право меньшинств на защиту ограничивается сферой культурной самобытности в отличие от права на самоопределение, которое предоставляет нациям, народностям возможность свободно устанавливать свои отношения с другими народами, с государствами проживания, свободно выбирать формы собственной политической самоорганизации, конечно, в рамках международного и национального законодательства. Право на самоопределение является юридическим выражением национального суверенитета, или фактического верховенства наций, народностей в решении собственных проблем и их независимости в отношениях с другими народами. Данное право и иные юридические средства упорядочивают реализацию национального суверенитета, делают его предсказуемым, подлинно свободным. Однако если государства препятствуют суверенному самоопределению народов, суверенитет осуществляется как непосредственно-социальное притязание, вне правовых форм. Например, в условиях противодействия государств проживания пытаются в местах своего традиционного расселения решить проблему территориального самоопределения курды, палестинские арабы.
Означает ли право народов на самоопределение их право на одностороннее создание собственных государств? Да, но только в двух случаях.
Во-первых, этим правом обладают народы зависимых территорий, находящиеся под опекой. На государства, несущие ответственность за управление зависимыми территориями, налагается обязанность обеспечить Народам этих территорий возможность самоопределения. Однако народы зависимых территорий, самоопределяясь, могут Избрать не только вариант создания суверенного государства, но и иные способы политической самоорганизации (вхождение в состав суверенных государств, объединение с ними и т. д.). ловля карпа на фидер вся информация об этом на сайте www.inforybaku.ru
Во-вторых, право на государственное обособление приобретают те народы, проживающие в суверенных государствах, которые подвергаются сознательной дискриминации правительствами данных государств.
Во всех остальных случаях право на самоопределение не может рассматриваться как преобладающее над принципом территориальной целостности суверенных государств.