а) Проблемы насилия и ненасилия
Актуальность данной проблеме придают широкое распространение насилия, разрушительные последствия его применения. В 1992 г. по оценкам зарубежных аналитиков на планете сохранилось 73 "горячих точки", которые угрожали региональной и международной безопасности; в 25 странах шли войны или вооруженные конфликты, в 24 — наблюдался рост напряженности.
Политическое насилие — это физическое принуждение, используемое объектами политики в качестве средства овладения, применения, распределения и защиты власти, прежде всего государственной. Насилие отличается от других средств власти следующими особенностями. Оно имеет низкий созидательный потенциал. В период социальных преобразований насилие служит средством их защиты от внешней угрозы, нейтрализации или устранения политических противников, но не может подменить самих реформ, нацеленных на создание определенных социальных, экономических и политических структур и отношений.
Однако уровень нравственного сознания и сохранения несправедливости в современном мире пока еще ограничивает возможности вытеснения насилия из политической жизни. Насилие относится к числу дорогостоящих политических средств. Его использование связано с большими человеческими жертвами и разрушениями материальных ценностей, его трудно контролировать.
Актами насилия являются использование в политических целях вооруженных сил, террор, убийство, избиение, принудительные задержания, пытки, взрывы, поджоги зданий, порча имущества, средств коммуникации и т. д. По формам проявление насилия подразделяется на уличные беспорядки, бунты, восстания, гражданские и другие войны, репрессии, вооруженные конфликты международного характера и терроризм. По своему предметному содержанию насилие в политике включает помимо собственно политических актов военное, духовное (психологическое, идеологическое), административное, судебное насилие.
В Европе значимость таких действий признавалась в древнегреческом и древнеримском стоицизме, они начинаются в период раннего христианства. В средние века практику ненасилия исповедовал и осуществлял ряд монашеских органов. В XVIII в. принцип ненасильственных действий получил освещение в философских трудах Вольтера, Руссо, Канта, Локка. В XIX в. значимость этого принципа обосновалась социалистами-утопистами, христианскими социалистами.
В Новейшее время принципы ненасилия в политике нашли наиболее полное выражение в учении о непротивлении злу насилием Л. Толстого и в принципах ненасильственных действий в политической сфере М. Ганди. Большой вклад в концепцию ненасилия внесли Ф. М. Достоевский, Г. Торо.
М. Ганди выводит ненасилие из чисто религиозной или нравственной среды, лишь опосредованно влиявшей на политические процессы, и переводит его в плоскость самой политики. У Ганди ненасилие выступает уже не как отказ от борьбы, а как одна из форм борьбы, причем, быть может, как самое эффективное средство борьбы с насилием. Для М. Ганди недостаточно личного самосовершенствования, его конечной целью является усовершенствование мира, преобразованного средствами любви и уважения к человеку. С опорой на ненасильственные действия Ганди организовал широкое социально-политическое движение за освобождение Индии от колониальной зависимости, хотя сам стал жертвой террора.
В представлении Толстого зло имеет своего рода цепную реакцию: раз возникнув, оно порождает ответные действия, которые, даже будучи оправданными, как правило, не удерживаются в рамках справедливости, порождают новое зло, причем в еще больших масштабах, чем прежнее. И так происходит до бесконечности — до всеобщей катастрофы. Поэтому единственным средством остановить этот разрушительный процесс является решимость воздержаться от возмездия за причиненное зло. В учении Толстого своеобразно переплетаются евангелические христианские идеи с традиционным подходом восточных религий. Принцип ненасильственного действия как мотив, идейное течение в формулировке "непротивиться злу" проявился в социальной философии Л. Толстого, так и не нашедшей широкого политического резонанса в России.
Ф. М. Достоевский пытался решить в своих произведениях проблему нравственной недопустимости насилия. В Америке писатель и философ Г. Торо (1817— 1862) обосновывал использование ненасильственных действий в политике применительно к конституционному государству. Ненасилие доказало свою политическую эффективность в борьбе за достижение независимости Индии, против расовой дискриминации в 1960-е гг. в США, в свержении режима Ф. Маркоса на Филиппинах и т. д.
К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин, И. Сталин подвергали критике учение о ненасилии, пацифистские концепции, осудили их как социально вредные утопии, сбивающие угнетенные массы с единственно верного, по их мнению, пути решительной революционной борьбы за социальную справедливость.
Проблема ненасилия сама по себе остается неоднозначной. В этой концепции есть здравое зерно, привлекавшее к ней внимание прогрессивной общественности едва ли не на всем протяжении развития человечества. Но ей свойственны и противоречия, односторонность, своего рода отстраненность от непростых реалий современного мира.
Деятельность Мартина Лютера Кинга, А. Д. Сахарова выявила значимость данного принципа, проявившегося в столь разнородных точках земного шара.
Принцип ненасильственных действий в современной политике становится преобладающим — хотя и не единственным — вопреки вспышкам воинствующего национализма, политического терроризма, агрессии. Его конкретизация в реальных политических действиях конца XX в. — важное свидетельство приоритета общечеловеческих ценностей, характерных для политического мышления.
Л. Толстой, А. Швейцер видят выход из кризиса цивилизации прежде всего в индивидуальном моральном совершенствовании каждого человека в духе ненасилия и любви ко всему живому.
Общественный прогресс бессмыслен без нравственного процесса, последний должен опережать технический прогресс. Основное содержание нравственного прогресса — формирование ненасильственных отношений.
Использование насилия властью обесценивает ее и делает нелегитимной в глазах подданных. Подобный взгляд на вещи имеет много общего с концепцией ненасильственного сопротивления М. Ганди и Л. Кинга, идеями В. Гавела о "власти безвластных", которые были широко распространены в Чехословакии во время так называемой бархатной революции, покончившей с коммунистическим режимом в 1989 г.
Сторонники этого философского направления делают различия между силой и насилием. Они признают за властью наличие силы, но считают, что его проявление должно быть строго регламентировано, иметь определенные правовые тОлки. Однако ограничивать власть только правовыми рамками недостаточно, и она должна быть еще морально ответственна за применение силы. Сильная власть способна соотносить свою силу с моральной ответственностью ее применения.