Современная национальная политика в Российской Федерации — составная часть обновления общества

Современная национальная политика в Российской Федерации — составная часть обновления общества. Продолжение.

В настоящее время государство предпринимает определен­ные шаги по развитию институтов национально-культурной авто­номии. Национально-культурная автономия позволяет гражданам, принадлежащим к различным национальным общностям, в част­ности к малочисленным дисперснорасселенным народам, нацио­нальным меньшинствам, решать вопросы сохранения и развития своей самобытности, традиций, языка, культуры, образования. Фор­мами национально-культурной автономии выступают национальные общественные объединения, землячества, национальные средства массовой информации, образовательные учреждения разного типа, учреждения культуры.

Особой формой национально-культурной автономии являют­ся объединения, надстраивающиеся над низовыми национальны­ми общественными формированиями конкретных национальных общностей, действующие на территориях муниципальных образо­ваний, субъектов Федерации, страны в целом. Эти национальные "надорганизации" представляют собой форму национальных об­щин. Однако они не наделены какими-то властными полномочи­ями и действуют как сугубо общественные объединения, не ущем­ляя прав государственных органов и органов местного самоуп­равления. Институты национально-культурной автономии могут использоваться представителями любых российских народов, в том числе тех, что имеют собственные формы государственности или национально-административного самоуправления.

Одной из составляющих современной национальной полити­ки является государственная поддержка соотечественников за рубежом. Такая поддержка необходима прежде всего этническим россиянам, проживающим в странах СНГ и Балтии. На этом на­правлении государство ставит перед собой задачу создания с по­мощью межгосударственных договоренностей условий для свобо­ды передвижения людей, гуманитарных контактов, гарантирова­ния прав собственности этнических россиян, их прав в сфере пен­сионного обеспечения и социальной защиты. Надо иметь в виду, что такая цивилизованная помощь соотечественникам, проживаю­щим за рубежом, в деле их самоорганизации, повышения нацио­нального самочувствия и социального статуса расширяет возмож­ности государства для политического маневра на международной арене.

Еще одним разделом национальной политики Российского государства является национально-языковая политика, что не слу­чайно. Язык не просто элемент любой национальной культуры. Он всегда средоточие всех иных культурных форм жизнедеятель­ности и творчества людей. По сути язык представляет собой "кро­веносную систему" национальной культуры. Следовательно, без осмысленной планомерной заботы о национальных языках невоз­можны оздоровление национальных отношений и рост нацио­нальных культур. Задача государства в этой деликатной сфере заключается не в подмене усилий самих национальных общнос­тей, а в оказании им посильной помощи, в частности в норматив­ном упорядочении языковых отношений, прежде всего в сфере обращения массовой информации.

Связывая языковые отношения с правами человека, федераль­ный законодатель ввел категорию "языкового суверенитета", под которым он понимает совокупность прав народов и личности на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу вы­бора и использования языка общения. Государство берет на себя обязательство по гарантированию языкового суверенитета каждо­го российского народа независимо от его численности и правового положения, каждого индивида независимо от его происхождения, социального и имущественного положения, расовой, национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии, места проживания.

Русский язык как основное средство межнационального об­щения российских народов является государственным языком Российской Федерации. В то же время республики в составе Рос­сийской Федерации вправе вводить на своих территориях наряду с русским языком собственные государственные языки. Статус вторых государственных языков получают в республиках языки титульных народов, давших имя своим республикам. Закрепле­ние данного права за республиками логично, поскольку они фак­тически и юридически являются внутрироссийскими национальны­ми государствами.

В местах компактного проживания населения, не имеющего своих национально-государственных и национально-территориаль­ных образований или живущего за их пределами, наряду с рус­ским языком и государственными языками республик в составе Российской Федерации в официальных сферах общения может использоваться язык населения данных местностей.

Важным способом государственной поддержки национальных языков служат государственные программы по их сохранению и развитию. Так, Правительством Российской Федерации разрабо­тана и утверждена федеральная целевая программа "Русский язык", предусматривающая развитие русского языка как государствен­ного языка страны, как национального языка русского народа, как мирового языка. Правда, от принятия каких-то решений до их воплощения в жизнь часто проходит немало времени. И дело здесь не только в неповоротливости государственных учреждений, но и в степени готовности общества к отстаиванию тех или иных реше­ний, к участию в их реализации. Без активного участия самих граждан в осуществлении программ сохранения и развития наци­ональных языков эти программы останутся на бумаге

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яндекс.Метрика