С точки зрения геополитической, Россия занимает уникальное положение в Евразии. Масштабы страны, ее экономический, демографический и интеллектуальный потенциал, географическое положение, а также наличие практически всех видов сырья и ресурсов естественным образом сделали Россию важнейшим мировым центром. Сохранив четыре пятых территории СССР, она имеет более половины населения бывшего Союза и производит примерно половину его валового национального продукта. По своей политической значимости, экономическому и военно-техническому потенциалу, по влиянию на ход дел в мире, в том числе в качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН, Россия по праву входит в число великих держав. Она была и остается одним из главных элементов двухполюсной системы и выступает в качестве основной противодействующей силы политики США, способствует формированию результирующего вектора мировой политики.
Приоритетные задачи внешней политики России следующие:
- Создание наилучших внешних условий, благоприятствующих укреплению территориальной целостности нашего государства.
- Укрепление центростремительных тенденций на территории бывшего СССР. Суверенитет, полученный бывшими республиками Союза, необратим, но это не отрицает возможности реинтеграционных процессов, в первую очередь в экономической области.
- Стабилизация международного положения на региональном уровне. Добившись успехов в стабилизации международного положения на глобальном уровне, необходимо активизировать деятельность по урегулированию региональных, межнациональных, межэтнических и межгосударственных конфликтов.
4. Развитие плодотворных межгосударственных отношений, препятствующих созданию новых очагов напряженности, особенно распространению оружия массового уничтожения.
Особое место во внешней политике России занимает ее участие в создании всеобъемлющей системы европейской безопасности.
Россия готова поддержать программу "Партнерство во имя мира" в той мере, в какой она будет учитывать интересы безопасности всех без исключения государств и основываться не на блоковой, а на общеевропейской системе безопасности. Так, в обращении Государственной Думы к Президенту Российской Федерации отмечается, что "расширение НАТО приведет к геополитическому переделу Европы. Это нанесет ущерб интересам общеевропейской безопасности, создаст новые разделительные линии и барьеры на континенте. Возникнет опасность первого серьезного кризиса в Европе после окончания "холодной войны".
Факты говорят о том, что позитивные сдвиги в мире не стали еще всеохватывающими и не приобрели необратимого характера. "Призрак войны" спрятался и замер, но отнюдь не ушел из Европы, тем более мира. Военная акция НАТО против Югославии вызвала самое острое и опасное противостояние США и России со времен Берлинского и Карибского кризисов начала 60-х гг. Какими бы гуманитарно-политическими доводами ни оправдывалась силовая акция НАТО, она представляет собой юридически бесспорный акт агрессии, грубейшего нарушения Устава ООН, Хельсинкского акта 1975 г., Основополагающего акта Россия — НАТО 1997 г.
В сложившейся сейчас в мире военно-политической обстановке весьма сложно установить, где и когда потенциальные угрожающие факторы могут перерасти в реальную кризисную ситуацию или вооруженный конфликт. Исходя из сказанного, можно определить лишь угрозы, с которыми уже сталкивается в настоящее время или может столкнуться в будущем Россия.
В политической сфере это действия некоторых государств, националистических движений по подрыву территориальной целостности России, ослаблению связей РФ с бывшими республиками СССР, странами Центральной и Восточной Европы, а также с государствами в районах нашего традиционного сотрудничества; территориальные притязания к России; попытки отстранения России от решения ключевых международных проблем и деятельности в международных организациях.
В экономической области — стремление ослабить экономическую самостоятельность РФ, ее технологический и промышленный потенциал, сделать ее топливно-сырьевым придатком ведущих стран мира; ограничить присутствие России на зарубежных рынках, а в перспективе и вытеснить ее оттуда, не допустить ее равноправного участия в международных финансово-экономических и торговых организациях.
В военной сфере — сохранение реальных и потенциальных очагов вооруженных конфликтов в непосредственной близости от российских границ; распространение ядерного и других видов оружия массового уничтожения, средств его доставки и новейших вооруженных технологий в сочетании с попытками отдельных стран использовать их в своих корыстных целях; наличие у ряда стран вооруженных сил, обладающих как ядерным оружием, так и достаточно большим количеством современных обычных вооружений, особенно высокоточных.
В многополярном мире все еще не утратили своего значения силовые факторы. Поэтому Россия обязана учитывать позицию и влияние на ход мировых событий основных центров силового давления. К этим центрам относятся:
США, не снижающие свой потенциал ядерных и обычных вооружений при наличии тенденции занять место мирового лидера;
государства Западной Европы, интегрирующие экономические и военные возможности, стремящиеся завоевать самостоятельное место на мировой политической арене и на ближайшую перспективу консолидирующиеся с США;
государства Юга, особенно исламского мира, накопившие достаточно большое количество вооружений, обладающие реальным потенциалом создания ядерного и химического оружия, проявляющие амбициозность, агрессивные и непредсказуемые в своих действиях;
страны Юго-Восточной Азии, в частности Китай и Япония, обладающие достаточно мощным экономическим и военным потенциалом и стремящиеся к гегемонии в регионе.
Наилучшей политикой для России является поддержание динамичного равновесия между основными центрами силы. Сказанное означает, что она не должна ни вступать в конфронтацию ни с одной из этих стран, ни впадать в одностороннюю зависимость от какой бы то ни было из них. Оптимальной стратегией для России в ближайшее десятилетие (а возможно, и на весь XXI в.) является "стратегия равноприближенности". В отношениях с указанными странами наблюдается переход к прагматичной, спокойной и взвешенной политике. Выражается это в следующем.
В отношениях с США: стратегическая стабильность, договоренность о нераспространении оружия массового уничтожения и средств его доставки, предотвращение и ликвидация региональных конфликтов, военно-техническое сотрудничество, разоружение и контроль над вооружениями.
Неконтролируемая гонка стратегических вооружений закончилась в 1972 г., когда СССР и США подписали Договор об ограничении систем противоракетной обороны, а Договором ОСВ-1 были установлены предельные уровни стратегических вооружений. Договор ОСВ-2 (1979 г.) расширил область ограничений, а Договор СНВ-1 (1991 г.) зафиксировал уровни, до которых стороны обязались сократить свои вооружения за 7 лет. Договор СНВ-1 вступил в силу в 1994 г. В январе 1993 г. был подписан Договор СНВ-2.
Россия собирается ратифицировать этот договор, но лишь если США, уже ратифицировавшие его, не будут вести дело к пересмотру Договора 1972 г. по ПРО. Существуют тактическая и стратегическая противоракетные обороны. Тактическая ПРО имеет право на существование, а стратегическая ПРО — нет. США в отношении России преследует цель, во-первых, уменьшить ее военный потенциал, прежде всего ядерный, во-вторых, предотвратить возможность появления в лице России геополитического соперника и, в-третьих, добиться, чтобы политика России в максимальной степени соответствовала интересам США.