Внешняя политика Российского государства

С точки зрения геополитической, Россия занимает уникаль­ное положение в Евразии. Масштабы страны, ее экономический, демографический и интеллектуальный потенциал, географическое положение, а также наличие практически всех видов сырья и ре­сурсов естественным образом сделали Россию важнейшим миро­вым центром. Сохранив четыре пятых территории СССР, она имеет более половины населения бывшего Союза и производит пример­но половину его валового национального продукта. По своей по­литической значимости, экономическому и военно-техническому потенциалу, по влиянию на ход дел в мире, в том числе в качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН, Россия по праву входит в число великих держав. Она была и остается одним из главных элементов двухполюсной системы и выступает в каче­стве основной противодействующей силы политики США, способ­ствует формированию результирующего вектора мировой поли­тики.

Приоритетные задачи внешней политики России следую­щие:

  1. Создание наилучших внешних условий, благоприятствую­щих укреплению территориальной целостности нашего государ­ства.
  2. Укрепление центростремительных тенденций на террито­рии бывшего СССР. Суверенитет, полученный бывшими респуб­ликами Союза, необратим, но это не отрицает возможности реин­теграционных процессов, в первую очередь в экономической обла­сти.
  3. Стабилизация международного положения на региональ­ном уровне. Добившись успехов в стабилизации международного положения на глобальном уровне, необходимо активизировать деятельность по урегулированию региональных, межнациональ­ных, межэтнических и межгосударственных конфликтов.

4. Развитие плодотворных межгосударственных отношений, препятствующих созданию новых очагов напряженности, особен­но распространению оружия массового уничтожения.

Особое место во внешней политике России занимает ее учас­тие в создании всеобъемлющей системы европейской безопасности.

Россия готова поддержать программу "Партнерство во имя мира" в той мере, в какой она будет учитывать интересы безопасно­сти всех без исключения государств и основываться не на блоко­вой, а на общеевропейской системе безопасности. Так, в обращении Государственной Думы к Президенту Российской Федерации отме­чается, что "расширение НАТО приведет к геополитическому пере­делу Европы. Это нанесет ущерб интересам общеевропейской безо­пасности, создаст новые разделительные линии и барьеры на конти­ненте. Возникнет опасность первого серьезного кризиса в Европе после окончания "холодной войны".

Факты говорят о том, что позитивные сдвиги в мире не стали еще всеохватывающими и не приобрели необратимого характера. "Призрак войны" спрятался и замер, но отнюдь не ушел из Евро­пы, тем более мира. Военная акция НАТО против Югославии вызвала самое острое и опасное противостояние США и России со времен Берлинского и Карибского кризисов начала 60-х гг. Какими бы гуманитарно-политическими доводами ни оправдыва­лась силовая акция НАТО, она представляет собой юридически бесспорный акт агрессии, грубейшего нарушения Устава ООН, Хельсинкского акта 1975 г., Основополагающего акта Россия — НАТО 1997 г.

В сложившейся сейчас в мире военно-политической обста­новке весьма сложно установить, где и когда потенциальные угро­жающие факторы могут перерасти в реальную кризисную ситуа­цию или вооруженный конфликт. Исходя из сказанного, можно определить лишь угрозы, с которыми уже сталкивается в настоя­щее время или может столкнуться в будущем Россия.

В политической сфере это действия некоторых государств, националистических движений по подрыву территориальной це­лостности России, ослаблению связей РФ с бывшими республика­ми СССР, странами Центральной и Восточной Европы, а также с государствами в районах нашего традиционного сотрудничества; территориальные притязания к России; попытки отстранения Рос­сии от решения ключевых международных проблем и деятельно­сти в международных организациях.

В экономической области — стремление ослабить экономи­ческую самостоятельность РФ, ее технологический и промышлен­ный потенциал, сделать ее топливно-сырьевым придатком веду­щих стран мира; ограничить присутствие России на зарубежных рынках, а в перспективе и вытеснить ее оттуда, не допустить ее равноправного участия в международных финансово-экономичес­ких и торговых организациях.

В военной сфере — сохранение реальных и потенциальных очагов вооруженных конфликтов в непосредственной близости от российских границ; распространение ядерного и других видов оружия массового уничтожения, средств его доставки и новейших вооруженных технологий в сочетании с попытками отдельных стран использовать их в своих корыстных целях; наличие у ряда стран вооруженных сил, обладающих как ядерным оружием, так и дос­таточно большим количеством современных обычных вооруже­ний, особенно высокоточных.

В многополярном мире все еще не утратили своего значения силовые факторы. Поэтому Россия обязана учитывать позицию и влияние на ход мировых событий основных центров силового давления. К этим центрам относятся:

США, не снижающие свой потенциал ядерных и обычных во­оружений при наличии тенденции занять место мирового лидера;

государства Западной Европы, интегрирующие экономичес­кие и военные возможности, стремящиеся завоевать самостоятель­ное место на мировой политической арене и на ближайшую перс­пективу консолидирующиеся с США;

государства Юга, особенно исламского мира, накопившие до­статочно большое количество вооружений, обладающие реальным потенциалом создания ядерного и химического оружия, проявля­ющие амбициозность, агрессивные и непредсказуемые в своих дей­ствиях;

страны Юго-Восточной Азии, в частности Китай и Япония, обладающие достаточно мощным экономическим и военным по­тенциалом и стремящиеся к гегемонии в регионе.

Наилучшей политикой для России является поддержание динамичного равновесия между основными центрами силы. Ска­занное означает, что она не должна ни вступать в конфронтацию ни с одной из этих стран, ни впадать в одностороннюю зависи­мость от какой бы то ни было из них. Оптимальной стратегией для России в ближайшее десятилетие (а возможно, и на весь XXI в.) является "стратегия равноприближенности". В отношениях с ука­занными странами наблюдается переход к прагматичной, спокой­ной и взвешенной политике. Выражается это в следующем.

В отношениях с США: стратегическая стабильность, догово­ренность о нераспространении оружия массового уничтожения и средств его доставки, предотвращение и ликвидация региональ­ных конфликтов, военно-техническое сотрудничество, разоруже­ние и контроль над вооружениями.

Неконтролируемая гонка стратегических вооружений закон­чилась в 1972 г., когда СССР и США подписали Договор об огра­ничении систем противоракетной обороны, а Договором ОСВ-1 были установлены предельные уровни стратегических вооружений. До­говор ОСВ-2 (1979 г.) расширил область ограничений, а Договор СНВ-1 (1991 г.) зафиксировал уровни, до которых стороны обяза­лись сократить свои вооружения за 7 лет. Договор СНВ-1 вступил в силу в 1994 г. В январе 1993 г. был подписан Договор СНВ-2.

Россия собирается ратифицировать этот договор, но лишь если США, уже ратифицировавшие его, не будут вести дело к пересмот­ру Договора 1972 г. по ПРО. Существуют тактическая и страте­гическая противоракетные обороны. Тактическая ПРО имеет право на существование, а стратегическая ПРО — нет. США в отноше­нии России преследует цель, во-первых, уменьшить ее военный потенциал, прежде всего ядерный, во-вторых, предотвратить воз­можность появления в лице России геополитического соперника и, в-третьих, добиться, чтобы политика России в максимальной сте­пени соответствовала интересам США.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яндекс.Метрика