Выборы в условиях многопартийности и политического плюрализма. Продолжение.
Подготовка к выборам — сложный политический процесс, который обеспечивается определенными организационными мероприятиями. Наиболее важными из них являются: образование избирательных округов; создание избирательных участков; составление списков избирателей; подготовка избирательных бюллетеней, форма которых утверждается Центральной избирательной комиссией.
Органы руководства выборами. Подготовкой и проведением выборов в соответствии- с действующим законодательством руководят избирательные комиссии. По своему назначению, статусу, функциям они подразделяются на несколько видов: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Федерации, окружные, территориальные (районные, городские и др.), участковые избирательные комиссии.
Центральная избирательная комиссия возглавляет систему избирательных комиссий в пределах Российской Федерации по выборам Президента, депутатов Государственной Думы РФ и координирует их деятельность при выборах в представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Подобные же функции при выборах в представительные органы государственной власти и должностных лиц выполняют избирательные комиссии субъектов Федерации, а при выборах в органы местного самоуправления — избирательные комиссии самоуправляющихся единиц.
Выдвижение кандидатов, предвыборная агитация — ответственные политические стадии избирательного процесса и подготовки выборов. Правом выдвижения кандидатов в соответствии со ст. 17 Закона об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации обладают избирательные объединения и граждане. Аналогичный порядок предусмотрен и законодательством субъектов РФ.
К избирательным объединениям на федеральном уровне относятся общефедеральные политические партии и общефедеральные политические движения, уставы которых зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ, а также блоки общефедеральных партий и общефедеральных политических движений, создаваемых на период выборов.
В субъектах РФ в число избирательных объединений входят республиканские, краевые, областные, городов федерального значения, окружные отделения общегосударственных политических партий, политических движений, иных общественных объединений, уставы которых предусматривают их участие в выборах и зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ; республиканские, областные и соответствующие им политические партии и движения, иные общественные объединения, уставы которых предусматривают их участие в выборах и зарегистрированы в органах юстиции субъектов Федерации.
Выдвижение кандидата непосредственно избирателями проводится путем сбора подписей йод его заявлением об этом. Могут выдвигать кандидатов и группы избирателей. Законодатель не устанавливает численность этих групп, а лишь отмечает, что инициаторы выдвижения должны уведомить об этом окружную избирательную комиссию.
В ст. 2 Закона об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации предвыборная агитация определяется как деятельность граждан Российской Федерации, общественных объединений по подготовке и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против тех или иных кандидатов (списков кандидатов).
В ходе предвыборной агитации избиратели знакомятся с личностями кандидатов, предвыборными программами политических партий и избирательных блоков, в которых содержатся различные варианты стратегического политического курса страны. Для кандидатов предвыборная агитация есть активная форма политической борьбы, в ходе которой они демонстрируют свои личные способности и достоинства, готовность выполнять властные функции, воздействуют на политическое сознание и поведение электората, на результаты выборов. Кандидат и избирательное объединение имеют право самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации.
Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до дня выборов. За три дня до выборов (включая день голосования) прекращается опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований.
Финансирование подготовки и проведения выборов производится за счет средств соответствующего бюджета — федерального, субъекта Федерации, местного. Финансирование включает в себя два вида расходов: обеспечение деятельности избирательных комиссий и формирование фондов кандидатов, а также избирательных объединений на проведение предвыборной агитации. Вместе с тем разрешенное законом привлечение в фонд кандидатов и избирательных объединений добровольных пожертвований физических и юридических лиц открыло большие возможности для влияния власти денег на ход избирательной кампании и результаты выборов. Видимо, назрела необходимость установить здесь законодательные ограничения и более строгий контроль.
Голосование и определение результатов выборов. Вся работа, проделанная избирательными комиссиями, избирательными объединениями, кандидатами — подготовка к выборам. Непосредственно же выборы проводятся путем голосования, когда избиратели осуществляют свой выбор как стратегического политического курса страны, так и депутатов, должностных лиц. Голосование производится по избирательным участкам в специальных помещениях, обеспечивающих свободное и тайное волеизъявление избирателей.
Выборы признаются недействительными, если при их проведении были допущены нарушения закона, не позволяющие достоверно определить волеизъявление избирателей. Выборы признаются несостоявшимися, когда в них приняло участие менее установленного законом числа зарегистрированных избирателей. При признании выборов недействительными или несостоявшимися Центральная избирательная комиссия назначает новые выборы (в субъектах Федерации этот вопрос решает комиссия субъекта Федерации).
После подведения итогов Центральная (субъекта Федерации) и окружные избирательные комиссии регистрируют избранных депутатов, выдают им удостоверения и доводят эти данные до сведения общественности.